Лекция II. Организационное поведение
Раскрыты стадии жизненного цикла: создание, рост, зрелость и упадок, корпоративная культура, миссия, основные цели развития организации, отдельные группы и индивиды.
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• особенности жизненного цикла организации, его этапы;
• ОГЛАВЛЕНИЕ понятия корпоративная культура организации;
• сущность и функции корпоративной культуры организации;
уметь
• определять особенности поведения организации на различных этапах жизненного цикла;
• раскрывать значимость разработки корпоративной культуры для сохранения (выживания) организации в условиях рынка;
владеть
• навыками определения процесса формирования и изменения корпоративной культуры;
• понятийным аппаратом в области поведения организации.
Ключевые термины: жизненный цикл организации, стадии жизненного цикла, корпоративная культура, типы культуры, кредо организации.
Организация проходит в своем развитии такие стадии жизненного цикла, как создание, рост, зрелость и упадок. Задача руководителя постоянно учитывать, на какой стадии находится организация в настоящий момент, каковы перспективы перехода к следующей стадии и чем они обусловливаются. Необходимо также отслеживать, в какой стадии жизненного цикла находится отрасль.
• Корпоративная культура представляет собой систему принятых и разделяемых работниками организации убеждений, правил, норм поведения, которая в той или иной форме уже существует в организации.
Корпоративная культура связана с миссией и основными целями развития организации, отдельных групп и индивидов. Она определяет ценности, образ жизни организации, а также влияет на систему управления. Для большинства российских организаций актуальна проблема формирования корпоративной культуры, адекватной существующим условиям. Она должна решаться с учетом исторического опыта.
Управление поведением организации направлено не только на повышение эффективности ее деятельности, но и на создание, поддержание репутации на рынке, что закладывается при разработке стратегии развития, формировании поведения на рынке, зависит от имиджа первого лица компании.
Особенности поведения организации на различных этапах жизненного цикла
Существование любой организации, подобно жизни человека, проходит все стадии: с рождения до прекращения жизнедеятельности. Длительная и эффективная жизнь – удел далеко не всех организаций, и причина этого – специфические черты организации, возможности ее приспособления к непрерывно меняющимся условиям внешней и внутренней среды.
Существование организации на рынке во многом связано с выбором форм и методов ее адаптации к внешним условиям, управлением ее поведением в соответствии с требованиями рыночного окружения. Одним из действенных методов адаптации – разработка стратегии развития в соответствии с конкретным этапом жизненного цикла организации (ЖЦО). Эффективная и устойчивая деятельность любой организации зависит от того, как руководители и работники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях жизненный цикл и каждую из его стадий.
• Границы организации – пределы существования: во времени (ЖЦО), в пространстве (территориальные границы), по собственности (право владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом организации).
Руководитель всегда должен знать, на какой стадии развития находится организация, и оценивать, насколько осуществляемая деятельность и принятый стиль управления соответствуют этой стадии.
Жизненный цикл ориентирует менеджеров на периодическую перепроверку специфических целей организации, на постановку вопроса о целесообразности ее существования в том виде, в котором она создавалась изначально.
• Гомеостаз – совокупность сложных приспособительных реакций системы, направленных на устранение или максимальное ограничение действий факторов внешней и внутренней среды, нарушающих относительное динамическое ее постоянство.