Определение размеров ЗПСПУ на основе предоставления займа (отсрочки по платежам) потребителю

Обратимся к рис. 2.19. Допустим, что при реализации продукции предприятие А настаивает на предоплате, а предприятие В предоставляет покупателю отсрочку с рядом последовательных, равных по размеру платежей (с аннуитетом). В этих условиях у покупателя имеются две альтернативы осуществления затрат:

(2.12)

(2.13)

где п – число интервалов платежей покупателя предприятию В; – сложная ставка ссудного процента.

Приравнивая выражения (2.12) и (2.13), можно определить линейный показатель

(2.14)

Для определения размеров ЗПСПУ следует воспользоваться формулой (2.7). Очевидно, что при сохранении цены и предоставлении покупателю кредита, площадь ЗПСПУ предприятия В увеличится.

При наличии незагруженных производственных мощностей и стабильной экономической ситуации данное предприятие вправе рассчитывать на приток покупателей. Если же производственных мощностей недостаточно, можно обеспечить сохранение размеров ЗПСПУ за счет увеличения ценыдо предельной величины

(2.15)

где – расстояние от предприятия В до точки разграничения ЗПСПУ (см. формулу (2.7) при ).

Определение размеров ЗПСПУ на основе цены потребления (эксплуатации) машин и оборудования

В простейшем случае цена потребления (эксплуатации) машин и оборудования может быть определена в виде приведенных затрат в соответствии с формулой

(2.16)

где S – текущие затраты на эксплуатацию машин и оборудования; – нормативный коэффициент экономической эффективности; К – капитальные затраты потребителя на приобретение машин и оборудования.

Для упрощения расчетов можно принять

(2.17)

С учетом формулы (2.17), родственной формулам (2.1) и (2.2), выражение (2.16) предстанет в следующем виде:

(2.18)

Возвращаясь к рис. 2.19, можно оценить приведенные затраты потребителя Р при приобретении им продукции в населенных пунктах А и В. Они составляют

(2.19)

(2.20)

Приравнивая выражения (2.19) и (2.20), получим выражение линейного показателя

(2.21)

Совместное использование формул (2.21) и (2.7) позволяет построить линию разграничения ЗПСПУ предприятий- конкурентов А и В.

Пример 2.2. Построить линию разграничения ЗПСПУ предприятий А и В по следующим исходным данным (табл. 2.8).

Нормативный коэффициент экономической эффективности . Расстояние между предприятиями – 815 км. Транспортный тариф – 1,33 руб./км.

Таблица 2.8

Исходные данные для определения размеров ЗПСПУ

Параметр

Предприятие А

Предприятие В

Цена за единицу продукции, руб./ед.

7345

7280

Текущие затраты на эксплуатацию, руб./г.

345

330

Решение.

Находим величины приведенных затрат по обоим вариантам приобретения продукции

Используя выражение , получим

После соответствующих преобразований имеем

Поскольку , окончательно получим следующее выражение:

Оформляем результаты расчета в виде табл. 2.9.

Таблица 2.9

Результаты расчета размеров ЗПСПУ

φ, град.

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

Cos φ

1

0,984

0,939

0,866

0,766

0.624

0,5

0,342

0,1736

0

tA, км

336,3

342,1

354,4

378.1

418.1

484,8

585,3

767,0

1144.0

2253

В полярной системе координат по данным табл. 2.9 нетрудно построить линию разграничения ЗПСПУ предприятий-конкурентов.