Определение размеров ЗПСПУ на основе предоставления займа (отсрочки по платежам) потребителю
Обратимся к рис. 2.19. Допустим, что при реализации продукции предприятие А настаивает на предоплате, а предприятие В предоставляет покупателю отсрочку с рядом последовательных, равных по размеру платежей (с аннуитетом). В этих условиях у покупателя имеются две альтернативы осуществления затрат:
(2.12)
(2.13)
где п – число интервалов платежей покупателя предприятию В; – сложная ставка ссудного процента.
Приравнивая выражения (2.12) и (2.13), можно определить линейный показатель
(2.14)
Для определения размеров ЗПСПУ следует воспользоваться формулой (2.7). Очевидно, что при сохранении цены и предоставлении покупателю кредита, площадь ЗПСПУ предприятия В увеличится.
При наличии незагруженных производственных мощностей и стабильной экономической ситуации данное предприятие вправе рассчитывать на приток покупателей. Если же производственных мощностей недостаточно, можно обеспечить сохранение размеров ЗПСПУ за счет увеличения ценыдо предельной величины
(2.15)
где – расстояние от предприятия В до точки разграничения ЗПСПУ (см. формулу (2.7) при ).
Определение размеров ЗПСПУ на основе цены потребления (эксплуатации) машин и оборудования
В простейшем случае цена потребления (эксплуатации) машин и оборудования может быть определена в виде приведенных затрат в соответствии с формулой
(2.16)
где S – текущие затраты на эксплуатацию машин и оборудования; – нормативный коэффициент экономической эффективности; К – капитальные затраты потребителя на приобретение машин и оборудования.
Для упрощения расчетов можно принять
(2.17)
С учетом формулы (2.17), родственной формулам (2.1) и (2.2), выражение (2.16) предстанет в следующем виде:
(2.18)
Возвращаясь к рис. 2.19, можно оценить приведенные затраты потребителя Р при приобретении им продукции в населенных пунктах А и В. Они составляют
(2.19)
(2.20)
Приравнивая выражения (2.19) и (2.20), получим выражение линейного показателя
(2.21)
Совместное использование формул (2.21) и (2.7) позволяет построить линию разграничения ЗПСПУ предприятий- конкурентов А и В.
Пример 2.2. Построить линию разграничения ЗПСПУ предприятий А и В по следующим исходным данным (табл. 2.8).
Нормативный коэффициент экономической эффективности . Расстояние между предприятиями – 815 км. Транспортный тариф – 1,33 руб./км.
Таблица 2.8
Исходные данные для определения размеров ЗПСПУ
Параметр |
Предприятие А |
Предприятие В |
Цена за единицу продукции, руб./ед. |
7345 |
7280 |
Текущие затраты на эксплуатацию, руб./г. |
345 |
330 |
Решение.
Находим величины приведенных затрат по обоим вариантам приобретения продукции
Используя выражение , получим
После соответствующих преобразований имеем
Поскольку , окончательно получим следующее выражение:
Оформляем результаты расчета в виде табл. 2.9.
Таблица 2.9
Результаты расчета размеров ЗПСПУ
φ, град. |
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
Cos φ |
1 |
0,984 |
0,939 |
0,866 |
0,766 |
0.624 |
0,5 |
0,342 |
0,1736 |
0 |
tA, км |
336,3 |
342,1 |
354,4 |
378.1 |
418.1 |
484,8 |
585,3 |
767,0 |
1144.0 |
2253 |
В полярной системе координат по данным табл. 2.9 нетрудно построить линию разграничения ЗПСПУ предприятий-конкурентов.