Виды регулирования

ЦБ использует несколько способов для контроля деятельности финансовых посредников и для обеспечения хорошего функционирования всей финансовой системы экономики.

1. Ограничения на вход в банковскую отрасль. Для того чтобы открыть банк или заняться предоставлением любых других финансовых услуг (страхование, биржевое дело, кредиты), необходимо получить лицензию ЦБ, который предъявляет соискателям очень серьезные требования. Учитываются размер капитала банка, виды финансовых услуг, компетентность руководителей, их Назад деятельность и опыт работы в финансовой сфере. Банк, к примеру, не может быть открыт, если его уставный капитал (собственный капитал банка при его организации) меньше допустимого минимума. К тому же лицензия выдается на определенный срок, по окончании которого она может и не быть продлена, если финансовый посредник плохо справляется со своими обязанностями.

2. Информационный контроль. Каждая финансовая организация должна предоставлять важную информацию о своей деятельности ЦБ. ЦБ проводит регулярные текущие проверки того, в какой степени материалы, предоставленные банком, соответствуют реальному состоянию дел. Наиболее значимые для населения сведения должны быть повсеместно доступны. ЦБ требует либо их опубликования в периодической печати (например, балансовые отчеты о деятельности коммерческих банков обязательно публикуются в центральных газетах), либо помещения на информационные сайты финансовых компаний.

3. Ограничения на виды финансовой деятельности. Сфера финансов является одной из наиболее рискованных сфер деятельности человека. Конечно, здесь люди не подвергаются тяжелым физическим испытаниям, они не поднимают тяжести и не бегают стометровки. Однако периоды затишья очень часто сменяются финансовыми бурями, денежные потоки то наполняются, то вдруг неожиданно пересыхают. Получив в свое распоряжение значительные суммы, банки не всегда могут сохранить трезвую голову. Чтобы предотвратить исчезновение громадных средств в пустых, но многообещающих проектах, ЦБ вводит ограничения на суммы денег, которые могут быть вложены в виды финансовой активности с тем или иным риском потери. Например, биржевые спекуляции как наиболее рискованная деятельность могут охватывать от 5 до 10% капитала финансового посредника. Если банк инвестирует в биржевую деятельность более 10%, его ждут санкции от ЦБ. Чем более рискованным является вложение, тем меньше средств должно быть туда инвестировано.

4. Обязательное резервирование. ЦБ требует, чтобы те финансовые посредники, которые занимаются вкладами населения, в первую очередь, коммерческие банки, а также другие финансовые компании, определенную сумму от величины депозитов сохраняли в виде обязательных резервов (наличности) и не использовали на другие цели.

5. Дисконтная политика ЦБ. В тех случаях, когда банк испытывает временные трудности с наличностью при выдаче вкладов или хочет увеличить собственные кредитные ресурсы, он может использовать кредиты ЦБ. Так как ЦБ не является коммерческой организацией, т.е. его деятельность не нацелена на извлечение прибыли из своих операций, он предоставляет кредиты банкам на льготных условиях по процентной ставке, которая ниже, чем рыночная ставка. ЦБ выдает кредиты с дисконтом. Отсюда и название данной политики ЦБ — дисконтная политика.

Конечно, не любой банк и не на любые цели может получить кредит от ЦБ. Только надежные крупные банки имеют возможность пользоваться особыми условиями ЦБ. И если банк злоупотребляет доверием, очень часто прибегая к услугам ЦБ, компетентность банка ставится под сомнение, и ему может быть отказано в дисконтном кредите. Как говорят экономисты, дисконтное окно ЦБ для него закрывается.

6. Контроль за конкуренцией в финансовом секторе. В функции ЦБ входит наблюдение за степенью конкуренции на рынке финансовых услуг и за конкурентным поведением всех финансовых посредников.

Слишком сильная конкуренция в банковском секторе ведет к тому, что банки (а также другие финансовые компании) в погоне за нашими деньгами предлагают все более и более заманчивые условия, которые подвергают излишнему риску саму финансовую систему страны. Например, банки увеличивают ставку процента, которая полагается при открытии счета в банке. Но с помощью чего банк может компенсировать вкладчику высокую ставку? Прибыль банка складывается из разницы между процентом по кредиту (дают банку) и процентом по депозиту (дает банк). Если банк выдает кредиты хорошо работающим фирмам-заемщикам, которые действуют в успешно развивающихся отраслях, ставка по такому кредиту не очень высока и не превышает среднюю величину по экономике. Для того чтобы оплатить более высокую, чем средняя, ставку процента по депозитам, банк должен отыскать проекты, которые могут принести более высокую доходность. А такие проекты обычно связаны с очень большим риском, который выше, чем в среднем по экономике. Более рискованные вложения чаще прогорают. Пообещав много, банк многим рискует. И ничего удивительного в том, что подобные банки терпят крах быстрее всего.

Если конкуренция слаба — а это бывает, когда на рынке остается небольшое число банков, — каждый финансовый посредник приобретает значительную рыночную власть и может диктовать свои условия. Фирмы и население попадают в полную зависимость от подобных финансовых агентов. Ставки по депозитам оказываются слишком маленькими, а ставки по кредитам — слишком высокими. У населения нет стимула нести деньги в банк, а фирмы не могут оплатить кредит. Инвестиции в экономику будут сокращаться, товары не будут производиться, и страну может ожидать экономический спад.

Кроме того, конкурентное поведение бывает добросовестным и недобросовестным. Банк может добиваться конкурентных преимуществ за счет хорошей деятельности, оказания качественных услуг, дополнительного времени работы банковского офиса в удобные для клиентов часы. Все это примеры добросовестной конкуренции. Но финансовый посредник может рекламировать свои услуги в ущерб прочим финансовым компаниям, заключать тайные сговоры с одними потребителями и (или) поставщиками за счет других, вводить ограничения для "непослушных" клиентов, неправомерно отказывать в ссуде или преждевременно требовать ее возврата. Подобные действия, которые хотя и способствуют усилению позиций банка или финансовой компании, но либо являются прямым обманом населения, либо нарушают права других агентов рынка. Поэтому их относят к недобросовестной конкуренции и запрещают по закону.

Нужен ли экономике центральный банк?

Предыдущие рассуждения должны были убедить даже самого скептически настроенного читателя в том, что ЦБ — очень полезная вещь в экономике. Центральный банк обеспечивает стабильность финансовой системе, а без такой стабильности ни одна современная экономика не может существовать. Однако наличие ЦБ порождает и определенные проблемы, которые в некоторых случаях грозят перевесить его достоинства.

Единолично отвечая за печатание денег, ЦБ становится монополистом в финансовом деле. Как и любая монополия, ЦБ приобретает непомерную власть над рынком и над экономическими агентами. Вспомним о том, что, если на товарном рынке действует фирма-монополист, она назначает чрезмерно высокие цены па свой товар, выше, чем в условиях конкуренции. Из-за высоких цен некоторые потребители не смогут купить товар, и их благосостояние понизится. Аналогично ЦБ тоже может захотеть воспользоваться своей монопольной властью. Но в отличие от обычного рынка ЦБ в этом случае напечатает слишком много денег. Каждая денежная единица будет обмениваться лишь на небольшую величину товаров и услуг. Владельцы денег, как и потребители на товарном рынке, не смогут приобрести прежнее количество продуктов, что будет означать снижение их благосостояния.

Аппарат ЦБ представляет собой громадную бюрократическую машину. Работники ЦБ — это государственные чиновники с высокой оплатой и солидными должностями. Расходы на функционирование ЦБ могут достигать миллионов и миллиардов рублей в год. Эти расходы выплачиваются из государственного бюджета, и чем больше средств идет на финансирование ЦБ, тем меньше остается возможностей для других целей: социальной политики, поддержки культуры, здравоохранения, образования.

Когда ЦБ гарантирует полностью выплату вкладов населению при банкротствах финансовых компаний, это снижает стимулы вкладчиков контролировать поведение их банка. Раз ЦБ все равно возместит вклад, зачем тратить усилия, время и деньги на то, чтобы удостовериться в правомерной и добросовестной деятельности финансового посредника? Чем меньше сами клиенты контролируют работу банка, полагаясь во всем на ЦБ, тем более легкомысленным становится банк, тем за более и более рискованные проекты он берется. И тем выше его шансы потерпеть крах. Таким образом, благое дело — страхование депозитов со стороны ЦБ — может привести к тем же негативным последствиям, что и отсутствие таких гарантий.

Причины регулирования финансовой системы

• обеспечить информационную прозрачность финансовой и банковской системы;

• предотвращать финансовую панику, которая может разрушить экономику в целом;

• предотвращать попытки банков и других финансовых посредников заниматься излишне рискованными операциями;

• снижать проблемы неблагоприятного отбора и морального ущерба (риска недобросовестного поведения финансового агента);

• эффективное функционирование денежной системы представляет собой общественное благо, поэтому должно регулироваться со стороны государства;

• необходимость сдерживания и сглаживания внутренних конфликтующих видов деятельности банка: проведение денежных транзакций и расчетов между экономическими агентами, с одной стороны, и управлением активами (портфельным менеджментом) экономических агентов — с другой.

Основные выводы главы

Подведем итоги главы. Основные выводы таковы.

Финансовые посредники — это важная часть современной рыночной экономики.

Финансовые посредники выполняют ряд принципиальных функций, которые помогают движению денег в экономике, ускоряют и увеличивают финансовые потоки, что способствует расширению инвестиционных и производственных возможностей общества и повышению благосостояния населения.

Банки представляют собой главный, хотя и не единственный тип финансового посредника. Банки отличаются от не банков тем, что по закону могут хранить деньги населения на депозитах. Небанковские финансовые институты не могут открывать для людей счета и действуют другими методами. В деятельности банка важную роль играет банковский капитал, благодаря которому банк имеет возможность избежать банкротства при временном ухудшении экономической ситуации.

Финансовые рынки не являются однородными. Есть первичные и вторичные рынки, рынки денег и рынки капитала. Каждый вид финансового рынка включает особых агентов и особые товары — различные финансовые инструменты.

Финансовая система представляет собой очень хрупкий институт и подвержена колебаниям и кризисам различного рода. Для предотвращения развития негативных тенденций в финансовой системе ЦБ каждой страны использует ряд инструментов банковского регулирования, включая ограничения на вход в банковскую отрасль, требования к раскрытию банковской и финансовой информации, ограничения на размеры активов и банковские операции, страхование депозитов, рационирование кредита, ограничения конкуренции в банковской отрасли, нормы обязательных резервов и др.