Виды регулирования
Центральный банк использует несколько способов для контроля деятельности финансовых посредников и обеспечения хорошего функционирования всей финансовой системы экономики.
1. Ограничения на вход в банковскую отрасль.
Для того чтобы открыть банк или заняться предоставлением любых других финансовых услуг (страхование, биржевое дело, кредиты), необходимо получить лицензию ЦБ. Центральный банк предъявляет соискателям очень серьезные требования. Учитываются размер капитала банка, виды финансовых услуг, компетентность руководителей, их Назад деятельность и опыт работы в финансовой сфере. Банк, к примеру, не может быть открыт, если его уставный капитал (собственный капитал банка при его организации) меньше допустимого минимума. К тому же лицензия выдается на определенный срок, по окончании которого она может быть не продлена, если финансовый посредник плохо справляется со своими обязанностями.
2. Информационный контроль.
Каждая финансовая организация должна предоставлять важную информацию о своей деятельности центральному банку. Центральный банк проводит регулярные текущие проверки того, в какой степени материалы, предоставленные банком, соответствуют реальному состоянию дел. Наиболее значимые для населения сведения должны быть повсеместно доступны. ЦБ требует либо их опубликования в периодической печати (например, балансовые отчеты о деятельности коммерческих банков обязательно публикуются в центральных газетах), либо помещения на информационные сайты финансовых компаний.
3. Ограничения на виды финансовой деятельности.
Сфера финансов является одной из наиболее рискованных сфер деятельности человека. Конечно, здесь люди не подвергаются тяжелым физическим испытаниям, они не поднимают тяжести и не бегают стометровки.
Однако периоды затишья очень часто сменяются финансовыми бурями, денежные потоки то наполняются, то вдруг неожиданно пересыхают. Получив в свое распоряжение значительные суммы, банки не всегда могут сохранить трезвую голову. Чтобы предотвратить исчезновение громадных средств в пустых, но многообещающих проектах, центральный банк вводит ограничения на суммы денег, которые могут быть вложены в виды финансовой активности с тем или иным риском потери. Например, биржевые спекуляции, как наиболее рискованная деятельность, могут охватывать от 5 до 10% капитала финансового посредника. Если банк инвестирует в биржевую деятельность более 10%, его ждут санкции от центрального банка. Чем более рискованным является вложение, тем меньше средств должно быть туда инвестировано.
Вопрос для размышления
В США до середины 1990-х гг. коммерческим банкам – тем банкам, которые имеют дело с вкладами населения, было запрещено вообще заниматься биржевой деятельностью. Для биржевых операций подходили совсем другие банки – инвестиционные, которым, в свою очередь, было запрещено иметь дело с депозитными операциями населения.
Есть ли смысл в подобном ограничении?
4. Обязательное резервирование.
Центральный банк требует, чтобы те финансовые посредники, которые занимаются вкладами населения, – в первую очередь коммерческие банки, а также другие финансовые компании – определенную сумму от величины депозитов сохраняли в виде обязательных резервов (наличности) и не использовали на другие цели.
5. Дисконтная политика ЦБ.
В тех случаях, когда банк испытывает временные трудности с наличностью при выдаче вкладов или хочет увеличить свои собственные кредитные ресурсы, он может использовать кредиты центрального банка. Так как центральный банк не является коммерческой организацией, т.е. его деятельность не нацелена на извлечение прибыли из своих операций, ЦБ предоставляет кредиты банкам на льготных условиях – по процентной ставке, которая ниже чем рыночная ставка. ЦБ выдает кредиты с дисконтом. Отсюда и название данной политики ЦБ – дисконтная политика.
Конечно, не любой банк и нс на любые цели может получить кредит от центрального банка. Только надежные крупные банки имеют возможность пользоваться особыми условиями ЦБ. И если банк злоупотребляет доверием, очень часто прибегая к услугам центрального банка, компетентность банка ставится под сомнение, и ему может быть отказано в дисконтном кредите. Как говорят экономисты, дисконтное окно ЦБ для него закрывается.
6. Контроль за конкуренцией в финансовом секторе.
В функции центрального банка входит наблюдение за степенью конкуренции на рынке финансовых услуг и за конкурентным поведением всех финансовых посредников.
Слишком сильная конкуренция в банковском секторе ведет к тому, что банки (а также другие финансовые компании) в погоне за нашими деньгами предлагают все более заманчивые условия, которые подвергают излившему риску саму финансовую систему страны. Например, банки увеличивают ставку процента, которая полагается при открытии счета в банке. Но за счет чего банк может компенсировать вкладчику высокую ставку? Прибыль банка складывается из разницы между процентом по кредиту (дают банку) и процентом по депозиту (дает банк). Если банк выдает кредиты хорошо работающим фирмам-заемщикам, которые действуют в успешно развивающихся отраслях, ставка по такому кредиту не очень высока и не превышает среднюю величину по экономике. Для того чтобы оплатить более высокую, чем в среднем, ставку процента по депозитам, банк должен отыскать проекты, которые могут принести более высокую доходность. А такие проекты обычно связаны с очень высоким риском – с риском, который выше, чем в среднем по экономике. Более рискованные вложения чаще прогорают. Пообещав много, банк многим рискует. И ничего удивительного в том, что подобные банки терпят крах быстрее всего.
Если конкуренция слаба – а это бывает, когда на рынке остается небольшое число банков, каждый финансовый посредник приобретает значительную рыночную власть и может диктовать свои условия. Фирмы и население попадают в полную зависимость от подобных финансовых агентов. Ставки по депозитам оказываются слишком маленькими, а ставки по кредитам – слишком высокими. У населения нет стимула нести деньги в банк, а фирмы не могут оплатить кредит. Инвестиции в экономику будут сокращаться, товары не будут производиться, и страну может ожидать экономический спад.
Кроме того, конкурентное поведение бывает добросовестным и недобросовестным. Банк может добиваться конкурентных преимуществ за счет хорошей деятельности, оказания качественных услуг, дополнительного времени работы банковского офиса в удобные для клиентов часы. Все это – примеры добросовестной конкуренции. Но финансовый посредник может рекламировать свои услуги в ущерб прочим финансовым компаниям, заключать тайные сговоры с одними потребителями и (или) поставщиками за счет других, вводить ограничения для "непослушных" клиентов, неправомерно отказывать в ссуде или преждевременно требовать ее возврата. Подобные действия, хотя и способствуют усилению позиций банка или финансовой компании, но либо являются прямым обманом населения, либо нарушают нрава других агентов рынка. Поэтому их относят к недобросовестной конкуренции и запрещают но закону.
Активное задание
Какие способы конкуренции используют банки в вашем городе? Оцените, является ли эта конкуренция добросовестной. Приведите как можно больше аргументов в защиту своей позиции.
7. Мониторинг ставок процента в коммерческом секторе.
Основной инструмент банковской конкуренции – это процентная ставка. Чем выше ставка по депозитам и ниже ставка по кредитам, тем более конкурентоспособным является коммерческий банк, тем больше у него клиентов, тем больше средств он сможет привлечь от населения. Однако в отличие от товарных рынков неновая конкуренция в финансовой сфере не всегда желательна. Увеличивая ставку по депозитам и уменьшая по кредитам, банк может взять на себя слишком рискованные обязательства, которые он не в силах будет выполнить.
Если продавец товара предлагает свой продукт по слишком низкой цене, раньше или позже он, скорее всего, разорится. Но разорится только он один. Другие продавцы смогут по-прежнему продолжать свою деятельность. Однако в банковской сфере, как мы неоднократно убеждались, ситуация принципиально иная. Разорение или даже просто угроза разорения, угроза невыполнения каким-либо банком своих обязательств в силу общественного характера денег (то, что экономист Мински называет "финансовая хрупкость") приведет к подрыву всей банковской системы, полномасштабной панике и банковскому кризису.
Для предотвращения подобного неблагоприятного развития событий центральный банк может вводить ограничения па верхнюю границу депозитных ставок коммерческих банков. В США с 1933 по 1986 г. доминировало регулирование Q: ФРС накладывала лимит па максимальную величину процентных ставок. Наличие верхнего максимума ограничивает ценовую конкуренцию банков, а следовательно, уменьшает в целом рискованность их операций. Меньше оказывается и обыкновенного мошенничества в финансовой сфере, и стимулов к организации финансовых пирамид.
Вопрос для размышления
Осуществляется ли аналог регулирования Q в России?
8. Пруденциальное регулирование.
Мониторинг ставок процента и контроль за банковской конкуренцией являются частью пруденциального (мудрого) регулирования банковской сферы. Пруденциальное регулирование необходимо, поскольку общественные издержки банковского коллапса превышают частные издержки банкротства банков, а банковский менеджмент сам по себе не заинтересован в подсчете социальных затрат на спасение банка; частные банки, как правило, озабочены только собственной частной прибылью и собственными частными издержками и не принимают во внимание их воздействие на экономику в целом.
К пруденциальному регулированию относятся также аудит банков, регулирование и мониторинг активных и пассивных операций коммерческих банков. Пруденциальное регулирование включает в себя контроль банковских рисков, установление нормативов достаточности капитала, кредитных и депозитных нормативов. К пруденциальному регулированию примыкает контроль органов госбезопасности за тем, чтобы через банки не отмывались "грязные деньги", чтобы банки не осуществляли финансирование террористических организаций и прочие виды незаконных финансовых операций.
Подсказка
Причины регулирования финансовой системы:
• обеспечение информационной прозрачности финансовой и банковской системы;
• предотвращение финансовой паники, которая может разрушить экономику в целом;
• предотвращение попыток банков и других финансовых посредников заниматься излишне рискованными операциями;
• снижение проблемы неблагоприятного отбора и морального ущерба (риска недобросовестного поведения финансового агента);
• регулирование функционирования денежной системы со стороны государс тва, поскольку эффективное регулирование представляет собой общественное благо;
• необходимость сдерживания и сглаживания внутренних конфликтующих видов деятельности банка: проведение денежных трансакций и расчетов между экономическими агентами, с одной стороны, и управлением активами (портфельным менеджментом) экономических агентов – с другой.