Обыск

Нормы, регулирующие производство обыска, предусмотрены: ст. 25 Конституции РФ, ч. 2 ст. 12, ст. 164-170, 182 УПК.

Обыск — следственное действие, состоящее в отыскании и изъятии в каком-либо месте или у какого-либо лица предметов и документов, которые могут иметь значение для дела. Обыск может производиться и в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.

Закон не связывает проведение обыска с наличием исключительно доказательств. Основанием для него может служить совокупность доказательств и фактических данных, почерпнутых из оперативно-разыскных источников. Оперативно-разыскные данные могут дополнять имеющуюся совокупность процессуальных сведений о нахождении в определенном помещении или месте, у какого-либо лица объектов, имеющих значение для дела.

Законность и обоснованность обыска оценивается исходя из наличия оснований на момент принятия решения и не должна зависеть от его результатов. Решение о производстве обыска нуждается в процессуальном оформлении. При этом: а) обыск в любом месте, кроме жилища (по общему правилу), производится на основании постановления следователя. Санкционирование данного постановления не предусмотрено; б) обыск в жилище предполагает вынесение следователем постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве обыска в жилище, а также при наличии оснований постановления судьи о разрешении производства обыска в жилище.

В исключительных случаях, когда производство обыска не терпит отлагательства, следователь производит обыск в жилище на основании своего постановления с обязательным последующим направлением материалов дела в суд для оценки законности и обоснованности произведенного действия (ч. 5 ст. 165 УПК).

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ по судебному решению проводятся обыски во всех случаях, в которых по закону выемка производится по судебному решению. Такое толкование основано на принципиальном сходстве обыска и выемки. Например, если выемка предметов и документов, содержащих государственную тайну, осуществляется на основании судебного решения (п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК), то обыск с целью обнаружения и изъятия таких предметов и документов также осуществляется по решению суда.

Законодатель не определяет исчерпывающе круг лиц, у которых производится обыск. Ими могут быть подозреваемый, обвиняемый, иные участники процесса, а также любые другие лица, не имеющие процессуального статуса.

При производстве обыска обязательно присутствие не менее двух понятых. При обыске должно быть обеспечено присутствие лица, у которого он производится, либо совершеннолетних членов его семьи. Обыски в помещениях, занимаемых организациями, производятся в присутствии представителей администрации.

При производстве обыска вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск.

Учитывая наступательный характер данного действия, закон не требует заблаговременного извещения защитника (адвоката) о предстоящем обыске. Однако требование заинтересованного лица об участии в обыске его защитника (адвоката) не может быть произвольно отклонено. Если обстоятельства позволяют, следователь должен начать следственное действие с участием оперативно прибывшего защитника (адвоката) или допустить его к участию в начавшемся следственном действии.

До начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск. Предложение о добровольной выдаче объектов, следующее после предъявления заинтересованным лицам постановления об обыске, имеет не только уголовно-процессуальное, но и уголовно-правовое значение. В соответствии с примечаниями к ст. 222 и 228 УК лицо, добровольно сдавшее оружие или наркотические средства, подлежит освобождению от уголовной ответственности. При этом не признается добровольной сдачей выдача указанных объектов при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Указание закона о том, что при добровольной выдаче искомых объектов следователь вправе не производить обыск, необходимо понимать как право не производить поисковых действий, поскольку обыск как таковой произведен, что и должно найти отражение в протоколе. При производстве обыска во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота.

Производство обыска обеспечивается государственным принуждением. Постановление об обыске позволяет беспрепятственно входить в подлежащие обследованию помещения, в том числе принудительно вскрывать как в целом помещение, так и любые хранилища или объекты, находящиеся внутри обыскиваемых помещений. Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.

Изъятые при обыске предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.

Самостоятельная норма посвящена порядку изъятия электронных носителей информации (ч. 9' ст. 182 УПК). Полагаем, что она распространяется не только на носители, но и на саму информацию. Отдельно урегулированы следующие аспекты: изъятие электронных носителей информации (информации) осуществляется с участием специалиста; по ходатайству законного владельца изымаемых электронных носителей информации или обладателя информации, содержащейся на них, информация, содержащаяся на изымаемых носителях, если это не воспрепятствует расследованию, копируется и передается ходатайствующим лицам. Цель такого регулирования — минимизировать побочные отрицательные последствия изъятия электронных носителей информации. Если копирование информации непосредственно в ходе обыска не произведено, указанные лица .могут повторно заявить данное ходатайство и получить копию информации по правилам, предусмотренным ч. 21 ст. 82 УПК.

При производстве обыска составляется протокол, в котором должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы и ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые объекты должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости. Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры. Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.