Обязанности и ответственность правообладателя
Правообладатель имеет два вида обязанностей: он безусловно обязан и обязан, если договором не предусмотрено иное.
Правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников но вопросам, связанным с осуществлением этих прав.
Если договором не предусмотрено иное, он обязан:
• обеспечить государственную регистрацию договора коммерческой концессии;
• оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
• контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем.
Различна и ответственность правообладателя по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг) надлежащему уровню:
• он несет субсидиарную ответственность при несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии;
• по требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, последний отвечает солидарно с пользователем.
Обязанности пользователя
К числу непременных обязанностей пользователя по договору коммерческой концессии относится обязанность:
• использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя указанным в договоре образом;
• обеспечивать соответствие качества производимых им товаров (работ, услуг) качеству аналогичных товаров (работ, услуг), производимых непосредственно правообладателем;
• соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем;
• оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;
• не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;
• предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;
• информировать покупателей (заказчиков) о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.
Алгоритм реализации хозяйственных правоотношений в коммерческой концессии показан на рис. 2.3.
Ограничения прав сторон
Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон, не противоречащие антимонопольному законодательству, в том числе обязательства правообладателя:
• не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории;
Рис. 2.3. Алгоритм реализации хозяйственных правоотношений в коммерческой концессии
• воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;
• продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории;
обязательства пользователя.
• не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;
• отказаться от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;
• согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.
Правообладатель не вправе требовать от пользователя продажи товаров (выполнения работ или оказания услуг) исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения (место жительства) на определенной территории. Условия договора, приводящие к таким ограничениям, являются ничтожными.