Общие условия осуществления инновационной деятельности

Общие условия инновационной деятельности определяются на основании комплексов внешних и внутренних воздействий. Основные условия инновационной деятельности на макроэкономическом (институциональном) и микроэкономическом (применительно к уровню реализации инновационного проекта) уровнях приведены на рис. 3.6 и в табл. 3.9.

Рис. 3.6. Основные условия инновационной деятельности на макроэкономическом уровне

Таблица 3.9

Основные критерии эффективности инновационной деятельности на микроэкономическом уровне (применительно к уровню реализации инновационного проекта – метода перечня критериев)

Группа критериев

Перечень критериев

Корпоративные (связанные с целями, стратегией, политикой и ценностями корпорации)

Совместимость проекта с текущей стратегией компании и ее долгосрочными планами.

Допустимость изменений в стратегии фирмы с учетом потенциала проекта.

Согласованность проекта с представлениями о компании.

Соответствие проекта отношению корпорации к риску.

Соответствие проекта отношению корпорации к нововведениям.

Соответствие временно́го аспекта проекта требованиям корпорации

Рыночные

Соответствие проекта четко определенным потребностям рынка.

Доля рынка, которую сможет контролировать корпорация.

Жизненный цикл продукта в виде товара.

Вероятность коммерческого успеха.

Вероятный объем продаж.

Временной аспект рыночного плана.

Воздействие на существующие продукты.

Ценообразование и восприятие продукта потребителями.

Позиция в конкуренции.

Соответствие продукта существующим каналам распределения.

Оценка стартовых затрат

Научно-технические

Соответствие проекта стратегии НИОКР.

Допустимость изменений в стратегии НИОКР с учетом потенциала проекта.

Вероятность технического успеха проекта.

Стоимость и время разработки проекта.

Патентная чистота проекта.

Наличие научно-технических ресурсов для выполнения проекта.

Возможность выполнения будущих НИОКР на базе данного проекта и новой технологии.

Воздействие на другие проекты

Финансовые

Стоимость НИОКР.

Вложения в производство.

Вложения в маркетинг.

Наличие финансов в нужные моменты времени.

Влияние на другие проекты, требующие финансовых средств.

Время достижения точки безубыточности и максимальное отрицательное значение расходов.

Потенциальный годовой размер прибыли.

Ожидаемая норма прибыли.

Соответствие проекта критериям эффективности инвестиций, принятым в компании

Производственные

Новые технологические процессы.

Достаточная численность и квалификация производственного персонала.

Соответствие проекта имеющимся производственным мощностям.

Цена и наличие материалов.

Производственные издержки.

Потребности в дополнительных мощностях

Внешние и экономические

Возможные вредные воздействия продуктов и технологии.

Влияние общественного мнения.

Текущее и перспективное законодательство.

Воздействие на уровень занятости

Безусловно, на осуществление инновационной деятельности оказывают влияние и мезоэкономические (отраслевые и региональные) условия:

– уровень технологичности отрасли, характеризующийся ОГЛАВЛЕНИЕм разработок, скоростью технологических изменений, структурой взаимосвязей, характером доступа к знаниям, организационными структурами и институциональными факторами;

– развитость на конкретном рынке сферы услуг;

– наличие рыночных условий осуществления инновации на малых и средних предприятиях;

– уровень региональной инновационной системы;

– степень влияния глобализации.

В целом характеристика основных черт инновационного менеджмента в рамках анализа сферы инноваций приведена в табл. 3.10.

Таблица 3.10

Основные характеристики инновационного менеджмента

Составляющая

Характеристика

Цели и результативность инновационной деятельности

Завоевание и улучшение конкурентных позиций на рынке.

Совершенствование производственно-сбытовой деятельности.

Повышение эффективности организации рабочих мест Повышение безопасности жизни и здоровья людей, а также снижение негативного влияния на окружающую среду

Сущность инноваций и инновационной деятельности

Процесс изменений, ориентированный на конечный результат, воплощаемый в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду

Виды и типы инноваций

Создание продуктовых, технологических, маркетинговых или организационных инноваций. Наличие у большинства инноваций признаков двух и более типов

Измерение инновационной активности

Относительный уровень:

– затрат на инновационное развитие;

– динамики инновационных процессов;

– обновляемости инноваций как результатов инновационной деятельности;

– ориентации структуры на инновационную деятельность;

– результативности и эффективности реализации инновационной стратеги и

Затраты на инновации

Идентификация затрат в условиях, когда большинство инноваций относится к двум и более видам во избежание двойного счета

Распространение инноваций

Сильное влияние инноваций на экономическую активность внедряющих предприятий

Общие условия инновационной деятельности

Уровень благоприятствования:

– макроэкономических (институциональных) условий;

– мезоэкономических (отраслевых и региональных условий);

– микроэкономических условий (на уровне реализации инновационного проекта в масштабах предприятия)