Общие условия осуществления инновационной деятельности
Общие условия инновационной деятельности определяются на основании комплексов внешних и внутренних воздействий. Основные условия инновационной деятельности на макроэкономическом (институциональном) и микроэкономическом (применительно к уровню реализации инновационного проекта) уровнях приведены на рис. 3.6 и в табл. 3.9.
Рис. 3.6. Основные условия инновационной деятельности на макроэкономическом уровне
Таблица 3.9
Основные критерии эффективности инновационной деятельности на микроэкономическом уровне (применительно к уровню реализации инновационного проекта – метода перечня критериев)
Группа критериев |
Перечень критериев |
Корпоративные (связанные с целями, стратегией, политикой и ценностями корпорации) |
Совместимость проекта с текущей стратегией компании и ее долгосрочными планами. Допустимость изменений в стратегии фирмы с учетом потенциала проекта. Согласованность проекта с представлениями о компании. Соответствие проекта отношению корпорации к риску. Соответствие проекта отношению корпорации к нововведениям. Соответствие временно́го аспекта проекта требованиям корпорации |
Рыночные |
Соответствие проекта четко определенным потребностям рынка. Доля рынка, которую сможет контролировать корпорация. Жизненный цикл продукта в виде товара. Вероятность коммерческого успеха. Вероятный объем продаж. Временной аспект рыночного плана. Воздействие на существующие продукты. Ценообразование и восприятие продукта потребителями. Позиция в конкуренции. Соответствие продукта существующим каналам распределения. Оценка стартовых затрат |
Научно-технические |
Соответствие проекта стратегии НИОКР. Допустимость изменений в стратегии НИОКР с учетом потенциала проекта. Вероятность технического успеха проекта. Стоимость и время разработки проекта. Патентная чистота проекта. Наличие научно-технических ресурсов для выполнения проекта. Возможность выполнения будущих НИОКР на базе данного проекта и новой технологии. Воздействие на другие проекты |
Финансовые |
Стоимость НИОКР. Вложения в производство. Вложения в маркетинг. Наличие финансов в нужные моменты времени. Влияние на другие проекты, требующие финансовых средств. Время достижения точки безубыточности и максимальное отрицательное значение расходов. Потенциальный годовой размер прибыли. Ожидаемая норма прибыли. Соответствие проекта критериям эффективности инвестиций, принятым в компании |
Производственные |
Новые технологические процессы. Достаточная численность и квалификация производственного персонала. Соответствие проекта имеющимся производственным мощностям. Цена и наличие материалов. Производственные издержки. Потребности в дополнительных мощностях |
Внешние и экономические |
Возможные вредные воздействия продуктов и технологии. Влияние общественного мнения. Текущее и перспективное законодательство. Воздействие на уровень занятости |
Безусловно, на осуществление инновационной деятельности оказывают влияние и мезоэкономические (отраслевые и региональные) условия:
– уровень технологичности отрасли, характеризующийся ОГЛАВЛЕНИЕм разработок, скоростью технологических изменений, структурой взаимосвязей, характером доступа к знаниям, организационными структурами и институциональными факторами;
– развитость на конкретном рынке сферы услуг;
– наличие рыночных условий осуществления инновации на малых и средних предприятиях;
– уровень региональной инновационной системы;
– степень влияния глобализации.
В целом характеристика основных черт инновационного менеджмента в рамках анализа сферы инноваций приведена в табл. 3.10.
Таблица 3.10
Основные характеристики инновационного менеджмента
Составляющая |
Характеристика |
Цели и результативность инновационной деятельности |
Завоевание и улучшение конкурентных позиций на рынке. Совершенствование производственно-сбытовой деятельности. Повышение эффективности организации рабочих мест Повышение безопасности жизни и здоровья людей, а также снижение негативного влияния на окружающую среду |
Сущность инноваций и инновационной деятельности |
Процесс изменений, ориентированный на конечный результат, воплощаемый в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду |
Виды и типы инноваций |
Создание продуктовых, технологических, маркетинговых или организационных инноваций. Наличие у большинства инноваций признаков двух и более типов |
Измерение инновационной активности |
Относительный уровень: – затрат на инновационное развитие; – динамики инновационных процессов; – обновляемости инноваций как результатов инновационной деятельности; – ориентации структуры на инновационную деятельность; – результативности и эффективности реализации инновационной стратеги и |
Затраты на инновации |
Идентификация затрат в условиях, когда большинство инноваций относится к двум и более видам во избежание двойного счета |
Распространение инноваций |
Сильное влияние инноваций на экономическую активность внедряющих предприятий |
Общие условия инновационной деятельности |
Уровень благоприятствования: – макроэкономических (институциональных) условий; – мезоэкономических (отраслевых и региональных условий); – микроэкономических условий (на уровне реализации инновационного проекта в масштабах предприятия) |