Обеспечение прочности знаний

Продуктивная педагогическая технология нацелена на прочное усвоение базисных знаний, умений. Конечно, при этом приходится пожертвовать кругозором, но для развития силы мозга нужна не ширина, а глубина деятельности. Что необходимо сделать, чтобы знания, умения были прочными? Ограничимся констатацией двух важных зависимостей.

1. Если ребенок не получает достаточно прочных базисных знаний, умений в начальной и основной школе, то его дальнейшее развитие находится под угрозой. На аморфные, зыбкие основания, как на песчаный фундамент дома, невозможно наложить новые знания, которые, срастаясь со старыми, образуют прочный каркас обученности и развитости.

2. В начальной и основной школе человек получает 80% всех знаний, которые он будет активно использовать всю жизнь. Полная средняя школа добавит к ним еще 10%, вуз – 5%, остальное даст жизнь. Это означает, что базисные знания, умения должны быть усвоены настолько прочно, чтобы оставаться действенными на протяжении всей жизни, быть твердой основой для накопления новых знаний, умений, способов поведения.

Непрочность базисных знаний, умений – бич современной школьной подготовки. Что-то выпускники нашей школы знают, о многом слышали, но знания их непрочны, не действенны, на них опасно полагаться, а умения их малопродуктивны или отсутствуют вовсе. Хорошо эдукированный человек имеет базис основных знаний, умений, усвоенных на уровне прочных мыслительных и поведенческих навыков, действующих неосознанно как стереотипы мышления и поведения. Путь к прочным знаниям один – многократное повторение изученного во все новых ситуациях и связях до тех пор, пока действия не будут доведены до автоматизма, не осядут в долгосрочной памяти и для них не будет всякий раз требоваться участие ума и воли. Школа уже давно и грубо нарушает законы упрочения знаний и обычно прекращает эдукацию тогда, когда получено первое и безошибочное воспроизведение знаний, умений. Но это – не конец, а лишь начало эдукации. Знания, умения затем следует повторять, закреплять, чтобы главные из них навсегда остались в памяти. Среднее число последующих повторений каждого важного положения должно составлять не менее 400–500 раз в зависимости от сложности. Повторение и закрепление растягиваются на весь период обучения. Учитель только и делает, что повторяет старое в новом, добавляя каждый раз небольшую толику нового.

Что делать, чтобы знания и умения были прочными, хорошо известно. Напомним еще раз главные правила. Для прочного усвоения знаний, умений необходимо:

• выделять базисные знания, умения;

• материал, требующий запоминания, заключать в короткие ряды;

• согласовывать частоту повторений с ходом кривой забывания;

• следить за логикой изложения учебного материала;

• помнить, что главным средством упрочения знаний является их самостоятельное многократное повторение;

• добиваться глубокого и прочного усвоения каждым учеником не всего, что изучается, а главного;

• проводить повторение и закрепление изученного так, чтобы активизировать не только память, но и мышление, и чувства школьников;

• находить новые схемы повторения изученного, предоставлять возможность школьникам рассматривать материал с разных сторон;

• постоянно повторять старое в новом;

• отказываться от однообразных видов работы, так как они мало развивают и быстро утомляют;

• использовать устный счет как важнейшее и универсальное средство упрочения и действенности математического образования. Счетом развивается интеллект: умение считать в уме быстро и правильно – основа интеллектуального развития.

К сожалению, в традиционной технологии эти правиланевсегда реализуются в полном объеме. Продуктивная педагогическая технология позволяет закладывать не только прочные, но и действенные знания, умения, которые не осядут мертвым грузом в памяти человека.