Объект политической социологии
Объект политической социологии не отличается от объекта социологии в целом, который трактуется как гражданское общество. Однако в социологической литературе на этот счет имеются различные точки зрения. Многие авторы не видят разницы между объектом и предметом социологической науки.
Такой подход затруднял выявление качественной определенности социологии как науки, долгие годы ставил под сомнение необходимость ее конституирования, ибо, в самом деле, зачем введение новой науки, если она исследует уже изучаемое другой отраслью научного знания? Подобное отождествление содержания разных наук заставляло искать выход из создавшегося положения. Необходимо было найти ту сторону (часть) общественной жизни, которая была бы прерогативой социологии. Ведь общество является объектом изучения всех социальных и гуманитарных наук. Например, когда общество поворачивается к нам своей экономической гранью, объектом исследования становятся экономическое развитие и экономические отношения. По очевидно, что этим занимаются экономические науки.
Изучение поступательного развития общества относится к компетенции исторических наук. Историки видят общество как объект своего исследования также в определенном ракурсе: как историю всего человечества, отдельных стран и народов, отдельных сфер жизни людей (социальной, бытовой, производственной и т.п.). И наконец, если общество выступает перед нами своими правовыми отношениями, то, бесспорно, это относится к компетенции юридических наук.
Общество может характеризоваться и такими гранями, как этнонациональные и религиозные отношения; такими институтами, как семья, социальная группа, воинское подразделение; такими процессами, как расовые, классовые, групповые и т.д.
Что же в таком случае может быть объектом социологии? Какая грань общества изучается с помощью ее методологии и методики?
Такой объект – гражданское общество, суть которого, по Гегелю, состоит в том, чтобы интересы государства и интересы личности признать равнозначными. Гражданское общество начало складываться при переходе человечества к буржуазно-демократическим формам государственности английской и французской – когда люди стали действовать как самостоятельная общественная сила, возможности которой в значительной степени зависят от уровня сознательности и творчества участников исторического процесса. Именно в этот период ценность и самоценность человека стали реальными факторами многих общественных перемен, резко повысившими влияние индивида на решение государственных проблем.
Гражданское общество возникло как оппонент государству, породив многочисленные образования (партии, общественные организации, добровольные объединения, ситуативные гражданские инициативы и т.д.), которые оспаривают, подвергают сомнению и выдвигают альтернативные способы решения государственных и общественных проблем.
Все сказанное позволяет утверждать, что гражданское общество как контрпартнер государства – это совокупность определенным образом исторически сложившихся форм и ценностей совместной жизнедеятельности, которые созданы и функционируют на основе свободного волеизъявления и которыми люди руководствуются во всех сферах общественной жизни – экономической, социальной, политической, духовной.
Поэтому логично сделать вывод: политическая жизнь гражданского общества является объектом политической социологии. Политическая социология раскрывает отношение общества к государству и институтам распределения и формирования власти, которое проявляется прежде всего в направленности политического сознания и политического повеления людей. Политическая социология призвана ответить на вопрос, как осознаются людьми, социальными группами и общностями, партиями и общественными организациями существующая политическая реальность, властные отношения, политические нрава и свободы. Это дает основание представить, как гражданское общество соотносится и взаимодействует с политическими институтами и структурами.