Нравственная практика

Нравственное сознание имеет смысл тогда, когда оно воплощается в нравственной практике. Его значимость возрастает по мере перехода от чувств, знаний и убеждений к сфере реального поведения индивидов. Можно утверждать, что первое не может существовать без второго, поскольку в противном случае намерения будут оставаться лишь намерениями, сколь бы высокими они ни представлялись своим обладателям. Идеалы, принципы, нормы оказываются недействительными до той поры, пока не будут востребованы людьми.

Достаточно широко распространено мнение, что непосредственная деятельность стоит выше принципов и норм. Однако при этом нельзя не увидеть наличия обратной связи, благодаря которой наше обычное действие обретает статус нравственного поступка. Дело в том, что в повседневной жизни мы совершаем массу разного рода действий, нередко не обладающих какой-либо нравственной определенностью. Действия, которые характеризуются количеством затрачиваемой человеком физической и нервной энергии либо механических усилий, принято называть операциональными. Взятые сами по себе безотносительно к смыслу и содержанию преследуемых индивидами целей, они оказываются нравственно нейтральны. Однако в силу этих же причин одно и то же действие при разных обстоятельствах может иметь неодинаковую нравственную ценность. Так, если в жаркий летний день мы купаемся в реке, то совершаем операциональное действие, не несущее нравственной нагрузки. Если же мы прыгаем в воду, спасая тонущего человека, то речь уже идет именно о поступке. Равным образом, пройдя мимо попавшего в беду и не оказав ему помощи, мы опять-таки совершаем поступок, но с принципиально иной окраской.

Действие человека будет квалифицировано как нравственный поступок в связи с наличием мотива и мотивированности всей его деятельности. Мотив – это субъективное побуждение к действию, в котором находит выражение осознанный интерес личности в его совершении. В понимании действительных мотивов, движущих поступками людей, определяющую роль играет нравственное сознание.

В структуре поступка могут быть выделены следующие элементы: собственно мотив, намерения, цели, деяния, последствия, самооценка человеком своих действий и отношение его к оценке окружающих (рис. 2.4). Единство всех этих составляющих становится возможным именно благодаря как предшествующей, так и последующей работе нравственного сознания.

Рис. 2.4. Основные элементы поступка

В повседневной жизни мы сталкиваемся с разной степенью мотивированности и осознания людьми причин своих поступков, в силу чего при этом всегда присутствует элемент стихийности. Но по мере развития нравственного сознания индивид оказывается способным к соотнесению мотивов и последствий, намерений и действий, целей и средств. Становится возможным и обратное преобразующее воздействие на сферу нравственной практики. Посредством этого же механизма осуществляются проекция моральных предписаний, исходящих от общества, на конкретные поступки индивидов, а затем и оценка этих поступков с точки зрения их соответствия предъявляемых требованиям.

Поступок, следовательно, может рассматриваться с внешней стороны – как действие и с внутренней (субъективной) – как мотив. Соответствие внешней и внутренней сторон поступка никогда не бывает полным. Нравственная практика в обществе складывается из множества единичных поступков, совокупность которых образует линию морального поведения индивида.

Нравственные отношения

Нравственные отношения выступают интегрирующей стороной, позволяющей рассматривать в единстве нравственное сознание и поведение индивидов. Выбор линии поведения неизбежно ставит каждого человека в определенное отношение к другим людям. Это положение тем вернее, чем более при этом затрагиваются взаимные интересы. Нравственные отношения многообразны. Они включают непосредственное взаимодействие между людьми в ближнем контактном окружении; отношения между личностью, различными социальными группами и обществом в целом; охватывают отношения между отдельными сторонами социальной жизни.

Более сложным представляется вопрос о степени пропорциональности нравственных и материальных отношений. Еще недавно в качестве незыблемой истины из учебника в учебник кочевало положение марксистской теории исторического материализма, согласно которому духовные отношения, включая их нравственную составляющую, выступают как вторичные, зависимые от материальных отношений и, соответственно, являются их отражением. Между тем такого рода односторонняя зависимость отнюдь не представляется чем-то безусловным. Ничуть не меньшее, если не большее, значение имеет социокультурная детерминация общественных отношений.

Подтверждением сказанного служат, например, различия, которые изначально были присущи становлению систем морали на Западе и Востоке евразийского пространства. Два более или менее одновременно возникших центра человеческой цивилизации породили заметно различающиеся по внутренним детерминантам развития социокультурные тины, наложившие отпечаток на всю совокупность общественных связей и отношений. Так, в рамках западного (античного) типа совершенно недвусмысленно представлена ориентация, замкнутая на человека. Поэтому данный тип нравственных отношений может быть условно назван антропоцентричным.

Другое направление нашло свое отражение и закрепление в традициях восточного космоцентризма, в рамках которого основным источником нравственных ценностей и требований по отношению к индивиду выступает слитый воедино природный и социальный космос. Речь идет не только о системе самой морали, но и о соответствующей ей этической рефлексии.

В странах, обладающих схожими социально-экономическими условиями и уровнем развития, наблюдается определенное несовпадение в сфере мотивации поведения. Там, где преобладает население, исповедующее протестантизм, более ярко выражены индивидуалистические тенденции. Наоборот, в дальневосточных культурах приоритет принадлежит ценностям семьи и государства (большой семьи). Одни и те же понятия (долг, ответственность, смысл жизни) в этих странах существенно различаются по своим ценностно-ориентационным основаниям, что не может не вызывать естественных затруднений в отношениях между представителями этих культур. С такого рода затруднениями сталкиваются, к примеру, японские собственники на своих североамериканских и европейских предприятиях, где ценности трудовой этики отличаются от исповедуемых в конфуцианстве.

Обращаясь к вопросу о классификации нравственных отношений, в качестве примера можно привести:

– отношения, возникающие между людьми по поводу той или иной конкретной ситуации;

– устойчивые отношения, характеризующие реальное состояние морали и нравов общества, а также различных социальных групп. Устойчивость последних является формой закрепления принципов и норм, апробируемых в повседневной практике.

Нравственные отношения можно различать и по содержанию, т.е. в зависимости от того, перед кем человек имеет определенные обязанности и какого они рода. Так, первейшими подлинно человеческими следует признать обязанности, возникающие из отношений родителей и детей, любви и дружбы, взаимопомощи. Особенности этих отношений состоят в их неутилитарности и бескорыстии, исключительной степени открытости и доверия человека к человеку.

Более общими выступают отношения, в содержании которых находят свое выражение обязанности человека любить и беречь свое отечество и малую родину, природу и красоту земли, язык и культуру. На практике указанные отношения опосредуются рядом факторов, которые придают обязанностям реальный позитивный смысл.

Значимой формой нравственных отношений выступает профессиональная мораль, складывающаяся на основе общественного разделения труда. Ее специфика обусловлена развитием отношений между представителями конкретной группы работников в процессе исполнения ими своих профессиональных обязанностей. Профессиональная мораль может быть соотнесена с теми требованиями и обязанностями, которые формируются и получают последующее закрепление на уровне обыденного сознания. Будучи переосмысленными и до некоторой степени формализованными, эти требования воплощаются в нормах и ценностях профессиональной этики и соответствующих кодексах. Профессиональная этика – это теоретическая рефлексия по поводу реальных проблем, которые возникают в отношениях между людьми, объединенными по признаку профессиональной принадлежности.

Наряду с профессиональной моралью можно говорить о нравственных отношениях, складывающихся применительно к различным сферам общественной жизнедеятельности (например, трудовая и бытовая мораль). Моральные обязательства, которые возлагают на себя люди, вступая во взаимные отношения, находят завершение в осознании чувства долга, ответственности и совести. Вступая в эти отношения, человек вправе ожидать определенной реакции со стороны окружающих: одобрения, если его действия соответствуют требованиям морали, или осуждения – при расхождении и противоречии с ними.