Нормативные правовые и иные акты управления (организационно-распорядительные документы)
Управление в органах прокуратуры осуществляется с использованием нормативных правовых актов и актов индивидуального характера.
Важнейшим средством управления органами прокуратуры и определения направления их деятельности является издание Генпрокурором РФ на основе и во исполнение законов приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций. Эти акты касаются как общих вопросов организации работы органов прокуратуры, так и отдельных направлений их деятельности.
Приказы Генпрокурора РФ общего характера по вопросам организации и деятельности органов прокуратуры в целом, по отдельным направлениям и участкам деятельности содержат совокупность норм и правил, которые создают реальный механизм исполнения органами прокуратуры законодательства о прокуратуре, иных федеральных законов. Приказы не должны противоречить требованиям закона. В них обычно детализируются, конкретизируются отдельные аспекты внутриорганизационных отношений в прокурорской системе, порядок деятельности органов прокуратуры, определяются критерии разграничения их полномочий по различным вопросам, содержатся иные нормы.
Указание Генпрокурора РФ является нормативным правовым актом общего характера, принимаемым по отдельным вопросам организации и деятельности прокуратуры, практики применения законов. Указаниями, например, вводятся в действие методические рекомендации прокурорским работникам по различным аспектам их деятельности.
Распоряжение обычно играет роль документа, которым дается разовое поручение (задание) о проведении какого-либо мероприятия, принятии определенных мер. Речь может идти об утверждении распоряжением состава комиссии вышестоящего органа прокуратуры, направляемого для проверки организации и деятельности в нижестоящей прокуратуре, о подготовке методических рекомендаций и т.д.
Инструкция представляет собой систематизированную совокупность рекомендаций и предписаний, излагаемых в нормативной форме. В них обычно содержатся правила и разъяснения, регулирующие организационные, кадровые, методические, финансовые, технические стороны деятельности органов прокуратуры. Они обычно относятся к обеспечивающим основную деятельность прокуратуры сферам, которые в силу этих обстоятельств не урегулированы должным образом в законе (о делопроизводстве, статистической отчетности, порядке хранения служебного оружия и т.п.).
Организация и порядок деятельности каждого структурного подразделения органа прокуратуры регламентируются положением о подразделении. Положениями определяется следующий круг вопросов: задачи, возложенные на подразделение; функции, которыми оно наделяется; основные полномочия в отношении иных подразделений (о получении информации, взаимодействии, разграничении управленческих функций в отношении нижестоящих органов, особенно по контролю за их деятельностью, и др.). Определяются структура подразделения, особенности задач, полномочий и порядок взаимодействия внутренних подразделений (в управлении, главном управлении); принципы организации работы в подразделении (обычно это предметный и зональный принципы); организационные полномочия начальника подразделения, других прокурорских работников, входящих в его состав. Положение о структурном подразделении вступает в силу после его утверждения соответствующим прокурором.
Руководство нижестоящими органами осуществляется также путем направления им информационных писем, обзоров по различным вопросам деятельности прокуратуры. От приказов и указаний они отличаются менее выраженной директивностью содержащихся в них положений. Обычно эти акты сопровождаются приказами, указаниями прокурора, обязывающими органы прокуратуры использовать в целях совершенствования работы содержащиеся в них положения, выводы и рекомендации. Обзор предполагает детальное исследование практики органов прокуратуры в определенном направлении, сфере их деятельности, реализации той или иной функции и обычно отличается фундаментальностью обобщения, разнообразием источников информации и методов ее сбора, продолжительностью периода, за который проводится, глубиной и разноаспектностью выводов.
В отличие от обзора необходимость в подготовке информационного письма нижестоящим органам может возникнуть на основе нескольких и даже одного факта, характерных своей поучительностью, новизной для практики работы прокуроров. При этом важна прежде всего оперативность его направления с тем, чтобы быстро оказать корректирующее воздействие на процесс функциональной деятельности органов прокуратуры в той или иной сфере общественных отношений (например, информация о новых способах совершения или выявления правонарушений, ошибках в практике надзора и т.п.). С учетом конкретных обстоятельств письмо может содержать указания о проведении отдельных действий в установленные сроки, требование информировать вышестоящего прокурора об аналогичных фактах в определенные сроки. Тем самым повышается уровень директивности письма.
Составляются и такие индивидуальные организационно-распорядительные акты, посредством которых реализуются решения, устанавливающие (изменяющие) управленческие правоотношения: распоряжение о распределении обязанностей между прокурорами отдела; представление вышестоящему прокурору; задание; акт проверки работы подчиненной прокуратуры; заключение по материалам проверки заявления, жалобы и по иным основаниям; замечания на надзорный или управленческий акт нижестоящего органа и др.
Официальный характер управленческого решения, необходимость его документальности, точности и ясности формулирования правовых предписаний руководящих органов прокуратуры требуют изложения актов организационно-распорядительного характера в строго определенных формах. Организационно-распорядительные акты направлены на создание условий для действенного осуществления задач, поставленных перед органами прокуратуры. Эти акты следует рассматривать как важную разновидность служебной документации, отражающей самостоятельную управленческую деятельность. Они тесно взаимосвязаны, но и отличаются от надзорных актов, несут самостоятельную функциональную и процессуальную нагрузку. Эти акты должны отвечать общим требованиям, предусматривающим основания и порядок их составления, структуру и ОГЛАВЛЕНИЕ. Они обычно состоят из вводной, описательной и постановляющей (предлагающей, директивной) частей. В одних актах эти части четко выражены, в других – лишь намечаются. Соотношение информационного потенциала в них и уровень их директивности зависят от характера и содержания решаемых при этом задач. В любом случае эти акты должны соответствовать требованиям закона, приказам и указаниям Генпрокурора РФ.
В соответствии с мерами по предупреждению коррупционных правонарушений в системе органов прокуратуры по поручению главы государства разработаны Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации (утверждены и введены в действие приказом Генпрокурора РФ от 17.03.2010 № 114). Этим приказом положениям
Кодекса этики прокурорского работника придан, по существу, нормативный характер. Установлено, в частности, что нарушение прокурорским работником норм этого Кодекса учитывается при решении вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности, а в случае, когда данное нарушение выразилось в совершении проступка, порочащего честь прокурорского работника, влечет наложение дисциплинарного взыскания. Указанным приказом предписано работу с кадрами в органах и организациях прокуратуры РФ осуществлять с учетом положений Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и в соответствии с Концепцией воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации.
В органах прокуратуры в целях совершенствования их деятельности в изменяющихся правовых, специально-экономических условиях, развитии федеративной государственности страны вводятся в действие регламенты для обеспечения эффективного взаимодействия подразделений аппаратов и руководства системой органов прокуратуры. Периодически, с учетом изменений в законодательстве, в структуре органов и организаций прокуратуры, эти регламенты обновляются. К примеру, в настоящее время действует Регламент Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генпрокурора РФ от 03.06.2013 № 230, который устанавливает основные требования к организации работы в центральном аппарате. Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры, учитывая положения этого Регламента, также разрабатывают и вводят в действие регламенты соответствующих прокуратур. Всем работникам прокуратуры предписывается строго соблюдать требования регламентов.
Таким образом, по мере развития прокурорской системы в арсенале прокуроров-руководителей появляются новые правовые акты управленческого характера (регламенты, кодекс, концепция), направленные на дальнейшее совершенствование организации работы прокуратур всех уровней.