Нейропсихологическое исследование
Целесообразность проведения нейропсихологического исследования состояния высших психических функций в процессе принудительного лечения обусловлена рядом причин. Подавляющее большинство больных имеют в анамнезе органически неполноценную почву и в то же время резистентны к лечению. Методы нейропсихологической диагностики рассматриваются как достаточно тонкий инструмент, чувствительный не только к локально-органической, но и к функциональной недостаточности тех или иных зон коры и даже целых структурно-функциональных систем головного мозга [Хомская, Лурия, 1982]. В настоящее время они имеют широкое применение, так как основаны на фундаментальных научных представлениях о мозговой организации психических функций человека. Их особенность – точная адресация к различным функциональным системам, определяющим протекание тех или иных психических функций [Dinn, Harris, 2000; Лурия, 2000].
Данный вид диагностики позволяет дифференцированно отслеживать динамику состояния и корректировать психофармакотерапию с учетом возникающих побочных эффектов лечения. Например, было выявлено, что ряд широко применяемых нейролептических препаратов при длительном употреблении активизирует функцию правого полушария, что потенцирует агрессию, импульсивность, неконтролируемость эмоций, тем самым снижая антипсихотический эффект. Результаты терапии больных шизофренией с учетом особенностей функциональной асимметрии мозга оказались различны, и больший эффект достигался у праворуких.
Цели и задачи нейропсихологическою исследования
Нейропсихологическое исследование представляет собой диагностическую процедуру, направленную на выявление нарушений высших психических функций и их взаимосвязей, причин и механизмов этих нарушений в их связи с поражением или дисфункцией мозговых структур [Хомская, 1986; Цветкова, 1995].
Главная цель нейропсихологического диагностического обследования – установление закономерного сочетания нейропсихологических симптомов на основе определения синдромообразующего нарушенного фактора (Корсакова, Московичюте, 2003]. Точная постановка топического и нейропсихологического диагноза требует описания и развернутого анализа дефекта. В то же время при проведении и интерпретации результатов нейропсихологического исследования нужно учитывать такие факторы, как преморбидные когнитивные и интеллектуальные способности, возраст, образование, знакомство с нейропсихологическими пробами, а также социокультуральные факторы.
Принципы анализа нарушений и постановки топического диагноза следующие:
1) проведение системного и качественного анализа дефекта исследуемых высших психических функций;
2) поиски фактора (механизма) нарушения исследуемых психических функций;
3) системный анализ предполагает не качественное исследование какой-либо изолированной высшей психической функции, ее дефекта, а выделение механизма нарушения той группы указанных функций, в структуру которых входит этот фактор, и отделение ее от другой группы психических функций, которые остаются сохранными, поскольку в их структуру этот фактор не входит. Такая форма анализа предполагает изучение выполнения теста, поведения больного в этой ситуации, системы отношений, качественный и количественный анализ ошибок, что позволяет выделить однородные ошибки и отделить их от ошибок другого происхождения, что и является синдромным анализом дефекта;
4) установление степени грубости нарушения каждой высшей психической функции и всей психической деятельности. Этот параметр важен для оценки степени недостаточности мозговых систем, их патогенеза и для построения маршрутов оптимальной реабилитационной работы.
Данные, получаемые в ходе качественного анализа структуры нарушений, выявления того уровня или звена психической деятельности, где произошло нарушение, могут использоваться также для определения мишеней и оптимальных способов осуществления психокоррекционных воздействий [Булыгина, Мирошниченко, 2006].