Назначение судебно-бухгалтерской экспертизы в уголовном судопроизводстве
В уголовном судопроизводстве бухгалтерская экспертиза назначается после возбуждения уголовного дела. Ее назначение необходимо в случаях, когда без применения специальных знаний в бухгалтерском учете следователь, суд не могут разрешить возникшие по делу существенные вопросы. Такая необходимость может возникнуть на стадии как предварительного расследования, так и судебного разбирательства.
Чаше всего бухгалтерская экспертиза назначается при расследовании экономических и налоговых преступлений и прежде всего хищений, совершенных должностными и материально ответственными лицами, когда выводов документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности бывает недостаточно для доказывания.
Назначение судебно-бухгалтерской экспертизы необходимо, когда:
– имеются противоречия между выводами ревизии и материалами уголовного дела, а также между выводами первоначальной и повторной ревизий;
– ревизор не принял к учету предъявленные должностными и материально ответственными лицами документы;
– отсутствует документальное подтверждение выводов ревизора о недостаче, которая не дифференцирована по материально ответственным лицам;
– ревизия проведена без участия должностных и материально ответственных лиц или в неполном объеме: без освещения отдельных эпизодов преступной деятельности, без использования черновых записей изъятых у должностных лиц;
– возникло сомнение в правильности исчисления размера ущерба или применяемые ревизором методы определения ущерба вызывают сомнения;
– имеются обоснованные ходатайства обвиняемого по уголовному делу, оспаривающего выводы ревизии.
На стадии предварительного следствия право назначения экспертизы предоставлено следователю (ч. 1 ст. 195 УПК РФ). На следователя в соответствии со ст. 38 УПК РФ возлагается обязанность собирания доказательств, на основе которых устанавливаются наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, его совершившего, и иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются показаниями свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, вещественными доказательствами, а также заключениями эксперта.
Признав собранные для производства судебно-бухгалтерской экспертизы материалы достаточными, следователь принимает решение о ее назначении. Процессуальным актом, реализующим решение следователя, является постановление, которое составляется в двух экземплярах и состоит из трех частей: 1) вводной – наименование, дата, место составления, по какому делу составлено постановление (номер, квалификация и др.); 2) описательной – фабула дела, основания для назначения экспертизы, ссылки на статьи процессуального законодательства, в соответствии с которыми она назначается; 3) результативной – решение о назначении экспертизы, указание, кому поручается ее производство, формулировка вопросов, выносимых на разрешение, документы и материалы дела, предоставляемые в распоряжение эксперта-бухгалтера.
На разрешение эксперта могут быть поставлены разнообразные вопросы, связанные с особенностями расследования уголовного дела и спецификой учета, имеющейся в различных отраслях экономики.
В практической деятельности необходимо избегать большого числа вопросов. Целесообразно ставить перед экспертом узловые вопросы, относящиеся к определенным обстоятельствам расследуемого дела, например о качестве документальной ревизии, размере и периоде образования материального ущерба, правильности постановки бухгалтерского учета определенных хозяйственных операций в данной организации, достоверности этого учета и т.п.
Материалы, необходимые эксперту-бухгалтеру для проведения экспертизы по конкретному уголовному делу, определяет следователь. Однако дополнительные материалы могут предоставляться и после назначения экспертизы, об этом может ходатайствовать эксперт.
Для производства экспертного исследования эксперту предоставляются следующие объекты: первичные документы; журналы-ордера; акты инвентаризаций и ревизий; протоколы допросов свидетелей, обвиняемых; протоколы очных ставок; заключения экспертов других областей знаний (результаты товароведческой, строительно-технической, почерковедческой экспертизы); неофициальные учетные документы и др.
Эксперт-бухгалтер, располагая материалами бухгалтерского учета для ответа на поставленные вопросы, не должен отказываться от использования других данных, в частности от применения неофициальной учетной документации (книги черновых отвесов, акты неофициального снятия остатков, черновые записи учетных операций и др.).
Следователь знакомит подозреваемого, обвиняемого, его защитника с постановлением о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы и разъясняет им права, предусмотренные ст. 198 УПК РФ, о чем составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением (ч. 3 ст. 195 УПК РФ).
Для уменьшения сроков проведения судебно-бухгалтерской экспертизы, а также для получения более убедительного заключения допустимо поручение производства экспертизы нескольким экспертам. Сократить сроки по многотомному делу можно, если поручить экспертизу нескольким экспертам по отдельным его разделам, эпизодам или вопросам. В данном случае эксперты могут дать как отдельные заключения, так и единое, общее (если их заключения не имеют противоречий).
Вынесенное постановление о производстве экспертизы направляется следователем, органом, судьей руководителю государственного судебно- экспертного учреждения. Постановление рассматривается руководителем в течение суток и регистрируется в журнале регистрации экспертиз.
Закон предусматривает производство экспертизы на предварительном следствии в экспертном учреждении (ч. 2, 3 ст. 199 УПК РФ) или вне его (ч. 4 ст. 199 УПК РФ). Место проведения экспертизы определяет следователь, прокурор, судья с учетом мнения эксперта и обстоятельств уголовного дела.
Судебно-бухгалтерские экспертизы наиболее часто проводятся подразделениями судебно-экспертных учреждений Минюста России, Экспертно-криминалистическим центром МВД России, отделами судебно- бухгалтерских экспертиз экспертно-криминалистических управлений УВД. В случае невозможности производства экспертизы в учреждении, обслуживающем указанную территорию (в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований), экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории, или лицами, обладающими специальными знаниями, но не являющимися государственными экспертами (ст. 11, 41 Закона № 73-Φ3).
Если экспертиза проводится в экспертном учреждении, следователь направляет свое постановление, материалы дела и документы, подлежащие исследованию, руководителю этого учреждения для исполнения. Руководитель экспертного учреждения в течение пяти суток должен сообщить следователю о нарушениях в оформлении представленных на экспертизу материалов. Если материалы представлены в полном объеме и позволяют провести исследование, руководитель поручает производство экспертизы одному или нескольким экспертам.
В случае если предоставленных документов и материалов дела недостаточно для проведения исследования и дачи экспертного заключения, эксперт в соответствии со ст. 119 УПК РФ заявляет ходатайство органу или лицу, назначившему экспертизу, о предоставлении на исследование дополнительных материалов, содержащих сведения, относящиеся к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы.