Назначение инвентаризации по инициативе правоохранительных органов
Инвентаризация может быть назначена: 1) по инициативе руководства предприятия, организации, учреждения с целью осуществления контроля за деятельностью материально ответственных лиц и проверки достоверности отраженной в бухгалтерском учете информации о составе и размещении имущества; 2) по требованию одного или нескольких членов коллектива (при коллективной материальной ответственности); 3) по требованию правоохранительных органов – при наличии конкретной информации о признаках злоупотреблений и преступлений, совершаемых на том или ином хозяйственном объекте.
Правоохранительными органами с помощью инвентаризации устанавливаются факты умышленной пересортицы, неправильного расчета норм естественной убыли, наличия недостачи, излишков, размер материального ущерба, состояние хранения материальных ценностей.
Целями назначения инвентаризации по заданию правоохранительных органов является установление: а) фактического наличия имущества организации, его недостач или излишков; б) обоснованности и законности отдельных хозяйственных операций; в) правильности оборота наличных денег в кассе, ведения расчетов и отражения в учете финансовых обязательств.
В качестве оснований проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов могут выступать сведения:
– о присвоении или растрате чужого имущества, вверенного материально ответственному лицу (ст. 160 УК РФ), либо краже имущества посторонними лицами путем проникновения в хранилище или свободного доступа (ст. 158 УК РФ);
– фактах сокрытия дохода и имущества предприятия (ст. 195 УК РФ), уклонения от уплаты налогов (ст. 198, 199, 199', 199'УК РФ);
– об изготовлении неучтенных товаров, о завозе неучтенной или фальсифицированной продукции;
– умышленном уничтожении имущества (ст. 167 УК РФ). Нередко материально ответственные лица пытаются путем инсценировки случайного возгорания или поджога посторонними лицами скрыть совершенные ими присвоения и растраты материальных ценностей;
– о наличии информации об умышленной пересортице, о документально не оформленных ценностях, приписках и др.;
– нарушении порядка ценообразования и обмана потребителей;
– нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность и др.
Указанные сведения могут содержаться в заявлениях граждан, сообщениях должностных лиц организации, сообщениях в средствах массовой информации, материалах, полученных в ходе проведения рейдов, предупредительно-профилактических операций, оперативно-розыскных мероприятий.
При наличии оснований для проведения инвентаризации органами предварительного расследования в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства выносится мотивированное постановление с указанием вида инвентаризации, места и периода ее проведения.
Эффективность предстоящей инвентаризации достигается различными действиями сотрудника правоохранительного органа, направленными на обеспечение ее внезапности. В связи с этим до ее начала может проводиться комплекс следующих мероприятий:
– закрытие организации, предприятия и прекращение торгово-закупочных, расчетных операций;
– осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений;
– опломбирование места хранения товарно-материальных ценностей, подсобных помещений, подвалов и других мест хранения ценностей, имеющих отдельные входы и выходы. При этом в установленном порядке составляется акт опечатывания помещения;
– изъятие в присутствии руководителя организации всех приходно- расходных документов, а также черновых записей, находящихся на рабочем месте, в сейфе материально ответственного лица;
– установление наличия письменных договоров о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности с работниками инвентаризируемого склада, цеха, организации и проверка соответствия формы договоров требованиям нормативных правовых актов.