Лекция 16. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

причины разделения налога на имущество организаций и физических лиц в России;

– состав объектов имущества, подлежащих налогообложению у физических лиц – собственников;

– основные элементы налога на имущество физических лиц;

– перспективы развития налогообложения имущества физических лиц;

уметь

применять льготы, установленные законодательством на федеральном и местном уровне;

владеть

навыками и приемами расчета суммы налога на имущество и ее уплаты;

– особенностями расчета суммы налога при владении имуществом не весь налоговый период.

Эволюция налогообложения имущества физических лиц

Налогообложение имущества физических лиц является одним из составных компонентов имущественного налогообложения и имеет важнейшее значение для граждан, поскольку от размера налога во многом будет зависеть сумма дохода, остающаяся в распоряжении физических лиц после уплаты всех налогов.

В гл. 13 уже указывалось, что налоги на имущество граждан были одним из первых механизмов изъятия средств в виде обязательных платежей, поскольку имущество (в том числе и земля) было одним из немногих объектов, который мог подвергнуться воздействию со стороны государства на первых этапах его становления. Отсутствие коллективного производства как постоянной производственной структуры и превалирование товарообменных сделок делали возможным обложение только граждан и исключительно их реального имущества. При этом под имуществом понималось не только недвижимое имущество, но и скот, рабы, золото и т.п. В древневавилонском государстве, где еще в первой половине XIII в. до н.э. взимание имущественных налогов было закреплено юридически, они представляли собой обязательные платежи с имущества и уплачивались в натуральной или денежной форме (золотом). Эти подати платили в царскую казну и казну местной знати. Размер подати, как правило, составлял 10% всего имущества. Подати платили свободные землевладельцы и ремесленники.

Налогообложение имущества граждан не утратило своего значения и в настоящее время, занимая важное место в большинстве налоговых систем развитых и развивающихся стран.

При этом мировая практика налогообложения применяет два подхода к взиманию обязательных платежей с имущества у физических и юридических лиц. По одному из них налогообложение имущества не следует разделять по плательщикам (в результате появляется единый налог на недвижимость), по другим – налоги должны взиматься отдельно с организаций и физических лиц.

Применение общих подходов и налогов к различным плательщикам обеспечивает единство и внешнюю простоту налоговой системы, позволяя предъявлять единые требования к однотипным объектам имущества независимо от их владельца, а также ограничивая возможности налоговой минимизации путем закрепления объекта за налогоплательщиком с меньшим размером налоговых изъятий или возможностью переноса налогового бремени на потребителя. Одновременно государство уменьшает расходы на контроль за каждым плательщиком налога за счет использования единой системы расчета налоговой базы, которая формируется под контролем государства, а не зависит от особенностей учета конкретного плательщика (например, в организации метод начисления амортизации или срок полезной эксплуатации).

В то же время единая система налогообложения по плательщикам ограничивает возможности дальнейшей дифференциации объектов налогообложения, в первую очередь по налоговой базе. Единая система требует от государства значительно бо́льших мероприятий и средств по формированию единой налоговой базы для всех плательщиков, поскольку при раздельном налогообложении организации чаще всего самостоятельно осуществляют расчет налоговой базы и суммы налога. Одновременно налоговая база у организаций является основой и для расчета других ее платежей (в первую очередь налога на прибыль, а также НДС при реализации имущества), что обеспечивает единство учетной системы и более полный налоговый контроль за хозяйствующим субъектом.

Кроме того, система раздельного налогообложения позволяет упрощать налоговое законодательство для отдельных налогоплательщиков. Подавляющее большинство налогоплательщиков – физических лиц являются только собственниками объектов жилого недвижимого имущества или транспортных средств, что позволяет построить более простое налоговое законодательство, не содержащее громоздкой системы объектов имущества, значительного количества льгот и ставок для всех категорий плательщиков и по различным объектам.

Основываясь на историческом опыте и международной практике налогообложения и вобрав в себя отдельные типы налогов на объекты имущества и операции с ними, российская налоговая система в 1992 г. пошла по пути раздельного обложения основных компонентов недвижимости – земли и имущества, находящегося на ней. Обусловлено это было, прежде всего, отсутствием земельного законодательства, регулирующего отношения собственности на такие объекты, стремлением включить в расчет налога на имущество не только недвижимое, но и отдельные виды движимого имущества (в условиях серьезного дефицита финансовых ресурсов), а также слабой теоретической и практической проработкой вопросов регистрации, оценки и совместного налогообложения таких объектов.

Одновременно существенные различия в степени развития имущественных отношений между различными категориями налогоплательщиков и исторический опыт применения платы за фонды для предприятий привели к формированию системы раздельного налогообложения двух категорий плательщиков – физических лиц и организаций. Именно принципиальные различия в подходах к учету и последующему формированию налоговой базы у физических лиц и организаций, а также низкий уровень реальных доходов и отсутствие экономических знаний у большинства граждан потребовали разделить налоги на имущество по субъектному принципу, что, однако, также не противоречило существующей в ведущих странах Европы практике. В результате для юридических лиц объектом налогообложения стали не только недвижимое имущество и оборудование как стимул эффективного использования фондов в производстве, но и запасы и затраты, которые, следуя принципам нормативного метода, государство пыталось контролировать, в том числе и через уплату налога. Физические лица стали уплачивать налог только за недвижимое имущество (впоследствии, при становлении земельных отношений, – и земельный налог).