Лекция 8. Молодежь и образование
В результате изучения главы студенты должны:
знать
• исторические особенности и этапы включенности молодежи в образовательную систему;
• специфику построения образовательных траекторий молодежи;
• место молодежи в системе непрерывного образования;
• сущность процесса профессиональной социализации, механизмы социального управления профессиональной социализацией;
уметь
• выделять и дифференцировать исторические этапы включенности молодежи в процесс образования;
• выстраивать и выделять особенности различных образовательных траекторий молодежи;
• раскрывать ОГЛАВЛЕНИЕ образовательных траекторий и элементов непрерывного образования;
• проектировать образовательные стратегии молодежи;
• выделять факторы, оказывающие дифференцированное воздействие на становление профессионала;
владеть
• практикой применения различных подходов к построению образовательных траекторий молодежи;
• навыками прогнозирования возможных рисков, связанных с получением образования;
• приемами социологического анализа позиции молодежи в системе непрерывного образования;
• методами формирования системной готовности к профессиональной деятельности.
Значение и роль образования для молодежи
Личность формируется в процессе социализации. В любом обществе процесс социализации связан с обучением и воспитанием. Эти задачи подрастающего поколения решаются в образовательной системе общества. По мере развития общества происходят значительные изменения в системе образования, во включенности молодежи в образовательную систему.
Рассмотрим основные периоды развития общества, а также изменения, происходящие в образовательных системах.
Первобытнообщинный период развития общества
По мере становления человека разумного формируется потребность передачи социального опыта и знаний подрастающему поколению. В условиях первобытного общества закладываются основы воспитания и образования. В то время воспитание в большей степени было равным для всех, так как имело целью подготовить всех без исключения детей к основным способам добывания средств к существованию и способам защиты от природных явлений. Специальные формы воспитания и образования в первобытный период развития общества отсутствовали.
Воспитание не отделялось от совместной жизни взрослых и детей. Дети и подростки наблюдали за поведением старших, подражали им, участвовали в совместной деятельности наравне со взрослыми, постепенно приобретая необходимые умения и навыки, свойственные взрослым. Под воздействием членов общины (рода, племени) у детей и подростков формировались необходимые для того времени нормы поведения и ценности.
Формирование парного брака в позднеродовой общине изменило всю организацию родового общества. Зарождается семейная форма воспитания. С этого периода в первобытных семьях стали закладываться основы физического и духовного воспитания детей.
Обряды перевода молодых людей в категорию взрослых (инициации) можно рассматривать в качестве первых социальных институтов, основной функцией которых являлась преднамеренная организация воспитания и обучения.
Основными целями воспитания в условиях первобытнообщинного общества являлись: развитие трудовых навыков, формирование чувства верности интересам рода и племени, полное подчинение собственных интересов интересам и требованиям общины, формирование знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени. Вышеперечисленные цели достигались, во-первых, за счет полного включения детей и подростков в каждодневную деятельность наравне со взрослыми, а также, во-вторых, за счет игр, которые имитировали разные виды труда взрослых членов общины (охоту, рыбную ловлю, собирательство). Физические наказания как средство воспитания у большинства племен отсутствовали или применялись крайне редко, в исключительных случаях.