Многофакторный характер конкуренции
Конкуренция - это многофакторная категория. Интенсивность конкуренции зависит в первую очередь:
o от модели (качества) рынка (совершенный или несовершенный рынок);
o формы рынка по количественному распределению участников на стороне предложения и спроса (полиполия, олигополия, монополия и их модификации);
o стадии жизненного цикла товара, представленного на рынке;
o мотивов конкуренции, которыми руководствуются продавцы и покупатели;
o типа предпринимательских реакций на изменения на рынке;
o степени вмешательства государства в экономические процессы, совершаемые на рынке.
Модели рынка
Рынок может быть совершенным и несовершенным. Модель совершенного рынка основана на предположении, что все участники торговых сделок действуют, руководствуясь исключительно экономическими принципами. Кроме того, для совершенного рынка характерны следующие условия:
o все товары данного вида объективно однородны в отношении их качества, внешнего вида и упаковки (гомогенны), и цена однозначно сопоставима с определенным товаром;
o условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продавцов и покупателей, отсутствуют какие-либо предпочтения пространственного, личностного и временного характера;
o прозрачность рынка: продавцы и покупатели имеют возможность полного обзора рынка, получения достаточной информации обо всех обстоятельствах ведения сделок (о ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей).
На таком рынке действия отдельных продавцов или покупателей не могут оказывать существенное воздействие на общие условия обращения товаров.
Если одно из указанных условий нарушено, то имеет место несовершенный рынок. На рынках потребительских товаров продавцы склонны к тенденции с помощью упаковки и внешнего оформления представить свои гомогенные товары как гетерогенные (разнородные), расширить область предпочтений за счет благоприятного географического положения, временного распорядка и т. д. Большое неравенство условий создается рекламой товаров. Крупные и преуспевающие предприятия имеют возможность расходовать на рекламу значительные суммы и проводить широкие рекламные кампании, создавая тем самым привилегированное положение своим товарам на рынке. Большинство реально существующих рынков являются несовершенными.
Формы рынка
Другой важной характеристикой рынка является его форма, определяемая количественным распределением продавцов (сторона предложения) и покупателей (сторона спроса). Поскольку такое распределение многообразно, то многообразны и формы рынка (табл. 5.1).
Таблица 5.1. Формы рынка
Спрос |
Предложение |
||
Многие |
Несколько |
Один |
|
Многие |
Полиполия (совершенная конкуренция) |
Олигополия |
Монополия |
Несколько |
Олигопсония (олигополия спроса) |
Двусторонняя олигополия |
Ограниченная монополия |
Один |
Монопсония (монополия спроса) |
Ограниченная монопсония |
Двусторонняя монополия |
На схеме 5.1 показаны характеристики рынков различных форм. Па несовершенном рынке всегда имеет место несовершенная конкуренция. На совершенных рынках также существует несовершенная конкуренция, когда число участников рынка ограничено (олигополия, монополия).
Совершенная конкуренция имеет место при полиполии, когда на рынке много продавцов и много покупателей одного и того же товара. Рынок открыт для каждого. Рекламная кампания вовсе не обязательна, так как на продажу предлагаются только гомогенные товары, рынок прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. Цена товара на таком рынке - заданная величина (цена при равновесии спроса
Схема 5.1. Характеристики рынков различных форм
(но: Зайдель X, Теммен Я. Основы учения об экономике. 1994)
и предложения). Поэтому продавец может лишь решать, какое количество товара следует продать по данной цене.
При олигополии на рынке присутствуют несколько продавцов определенного вида товара и множество покупателей этого товара. Поведение каждого продавца оказывает определенное влияние на объем продаж его конкурентов и вызывает соответствующие реакции с их стороны. Эти реакции многоаспектны. Они касаются:
o определения политики продаж на данном рынке;
o выбора выгодных позиций в конкуренции путем определения доли своего присутствия на других рынках (на каких рынках следует укреплять свои позиции, на каких -уменьшать долю, с каких рынков уходить);
o выбора типа предпринимательских реакций.
Доступ к рынку другим продавцам при олигополии затруднен, так как может потребовать дополнительных затрат на конверсию производства, связанную с созданием требуемого ассортимента конкурентоспособной продукции, а также рекламу. Для этой формы рынка характерны взаимозависимость продавцов и их совместные действия.