Межличностная ориентация

Согласно теории межличностной ориентации У. Шютца при установлении взаимоотношений между людьми развиваются три основные потребности: потребность во включенности, в контроле, в привязанности. Их соотношение определяет взаимодействие человека с другими людьми.

Когнитивный стиль (тип мышления по И. Майерс-Бриггсу)

Стиль мышления определяется способом сбора и обработки информации. В типологии личности но И. Майерс-Бриггсу выделяют два основных типа восприятия информации: сенсорный и интуитивный, а также два типа ее анализа и принятия решения: аналитический и нормативный.

Сенсорный тип личности не любит новых проблем; предпочитает проверенные способы, освоенные навыки; терпеливо выполняет рутинную работу; не часто вдохновляется; редко делает ошибки в фактическом материале; хорошо выполняет работу, требующую точности.

Интуитивный тип личности любит решать новые проблемы; получает удовольствие от овладения новыми навыками; быстро делает выводы; работает импульсивно под влиянием приливов энтузиазма, которые чередуются с периодами спада энергии и безделья; не любит рутины; терпелив только когда возникает сложная проблема; следует своим идеям, при этом часто ошибается в фактах; не любит тратить время на уточнения.

Аналитический тип личности почти не испытывает эмоций; испытывает дискомфорт от чувств других людей; любит анализировать справедливость; проявляет твердолобость; может сделать выговор или уволить человека, если это необходимо.

Нормативный тип личности имеет склонность заботиться о других людях и их чувствах; получает удовольствие, доставляя людям радость; любит гармонию, похвалу; не любит говорить людям неприятные вещи; стремится вызвать симпатию; откликается на ценностные ориентации людей.

Знание собственного стиля мышления помогает понять, почему одни задания выполняются хорошо, а другие - с меньшей эффективностью. Кроме того, можно целенаправленно подбирать коллег для формирования команды, для компенсирования предпочтений в отношении сбора и анализа информации.

Не научившись управлять собой, невозможно полностью реализовать свой потенциал и достичь поставленных целей. Чтобы самоуправление было эффективным, необходимо знать и развивать основные факторы самоменеджмента, к которым следует отнести самооценку, умение настоять на своем, умение быть настойчивым в достижении цели, умение справляться со стрессом.

Самооценка играет важную роль в самоменеджменте. Если у человека она занижена, ему даже не придет мысль о необходимости управлять собой. Высокая самооценка дает человеку уверенность в себе и способствует достижению успеха.

Умение настоять на своем. Если человек к чему-то стремится и старается реализовать свои цели, он испытывает чувство беспокойства от предчувствия отказа, так как риск отказа всегда возможен, поэтому нужно быть к этому готовым, чтобы потом не расстраиваться.

Умение быть настойчивым в достижении цели. Добиться успеха может каждый, кто постоянно работает и настойчиво стремится к достижению поставленных целей. Настойчивость - качество, которое необходимо развивать постоянно.

Умение справляться со стрессом. Люди, эффективно справляющиеся с трудностями, развивают в себе следующие способности: откладывать проблемы до того момента, когда окажутся в состоянии их решить; расслабляться; видеть перспективу; идти навстречу проблемам; знать свои возможности и их границы; не позволять себе погрязнуть в переживаниях и депрессии; строить гибкие реалистичные планы, не изнуряя себя борьбой; ограничивать степень своей вовлеченности в работу, поддерживая баланс между разными сферами жизненной активности.