Метод Дельфи

Данный метод – один из инструментов выбора и оценки решения.

Цель метода

Получение согласованной информации высокой степени достоверности в процессе анонимного обмена мнениями между участниками группы экспертов для принятия решения. Метод основан на многократных анонимных групповых интервью.

План действий

1. Сформировать группу для сбора и обобщения мнений экспертов.

2. Сформировать экспертную группу.

3. Подготовить анкету, указав в ней проблему, уточняющие вопросы, процедуры оценки вариантов, в том числе в баллах.

4. Провести опрос экспертов в соответствии с методикой, предполагающей при необходимости повторение процедуры.

5. Полученные ответы служат основой для формулирования вопросов для следующего этапа.

6. Обобщить экспертные заключения и выдать рекомендации по поставленной проблеме, опираясь на результаты обработки мнений экспертов, данные ими оценки.

Особенности метода

Прямые дискуссии экспертов заменяются индивидуальными опросами. Собранные варианты ответов подвергаются статистической обработке. Полученные обобщенные ответы передаются каждому эксперту путем личного общения либо по почте с просьбой пересмотреть и уточнить свое мнение. Эта процедура может повторяться несколько раз.

Достоинства метода

• Способствует независимости мышления членов группы.

• Обеспечивает спокойное и объективное изучение проблем.

Недостатки метода

• Чрезмерная субъективность оценок.

• Требует достаточно много времени и организационных усилий.

Метод Дельфи может рассматриваться как способ математической обработки мнений экспертов: каждый из них ранжирует идеи по значимости, присваивает каждому рангу то или иное количество баллов по принятой системе, затем результаты обрабатываются и идея, набравшая наибольшее количество баллов, признается важнейшей.

Деловые игры

Признанными методами совместного решения проблем и активного обучения считаются деловые игры и рассмотрение конкретных ситуаций.

Деловые игры – это воспроизведение деятельности хозяйственных руководителей и управленческого персонала, игровое моделирование процессов управления. Игры могут быть разделены на учебные, производственные и исследовательские, хотя существуют и другие типологии. Организация деловой игры требует серьезной подготовки и иногда привлечения консультантов, специалистов. Организация игры предусматривает рассмотрение тех же этапов, что и при проведении дискуссии, однако, подготовка производственной деловой игры, имеющей целью разработку прогноза развития организации, должна включать сбор и представление участникам аналитической информации, имеющей отношение к рассматриваемому вопросу, а иногда и вариантных расчетов разделов бизнес-плана. В необходимом объеме должны быть представлены средства обработки информации и созданы условия для работы в группах и совместной работы всех участников. Особые трудности вызывает необходимость создания атмосферы состязательности при сохранении доброжелательности и направленности на предмет обсуждения.

На первом этапе деловой игры формулируется ее цель, выдается необходимая исходная информация, формируются команды – малые группы и организуется их деятельность.

На втором этапе проводятся коллективные обсуждения проблемы в малых группах, происходит обмен знаниями, опытом, вырабатываются групповые позиции и точки зрения на решение проблемы.

На третьем этапе проводится межгрупповая дискуссия, обсуждение докладов каждой малой группы, выработка общего решения.