Лекция 10. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В результате освоения главы 10 бакалавр должен:

знать

• административные, экономические и рыночные методы управления качеством окружающей среды;

уметь

• анализировать систему платежей за загрязнения как механизм регулирования природопользования;

владеть

• приемами решения практических задач.

Системы управления природоохранной деятельностью различных стран развивались под воздействием исторических, политических, этнокультурных и других факторов, что обусловило их значительное разнообразие. Анализ мирового опыта, а также изучение предложений по развитию механизма управления охраной окружающей среды позволяют типологизировать эти системы и свести их к трем основным: административного регулирования, экономического регулирования и рыночных отношений в сфере природопользования.

Административное регулирование предполагает введение соответствующих нормативов, стандартов и ограничений, указывающих производителю рамки, которые он должен соблюдать, а также прямой контроль и лицензирование процессов природопользования.

Экономические механизмы базируются на внедрении системы платежей за загрязнение, экологических налогов, субсидий, а также других экономических стимулов, призванных заинтересовать производителя в рациональном природопользовании.

Создание рынка через распределение прав на загрязнение, введение компенсационных платежей и другие меры составляют суть третьей системы.

Все три системы могут применяться на различных стадиях производственного процесса, рассмотренного с точки зрения его возможного воздействия на окружающую среду. Это воздействие зависит от состава первичных ресурсов, специфики производственного процесса, применяемых природоохранных технологий, формирующих выбросы в окружающую среду.

Административные методы управления

В административном регулировании главное место занимают нормативы, или стандарты, а также меры административного воздействия.

Стандарты качества окружающей природной среды и продукции регламентируют допустимое состояние воздушного и водного бассейнов, почв и других ее составляющих, ограничивают ОГЛАВЛЕНИЕ примесей в продуктах питания и т.п. Обычно для каждого из загрязнителей предусмотрена предельно допустимая концентрация его содержания (ПДК). Считается, что наличие загрязняющих веществ в количествах, не превышающих эту концентрацию, не оказывает негативного воздействия на здоровье человека и экосистему.

Стандарты воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса устанавливают уровень сбросов или выбросов из данного точечного источника после применения очистного оборудования. Они базируются на показателях потока (количество выбросов или сбросов в единицу времени, выражаются через предельно допустимый выброс (ПДВ) и определяются на основе ПДК. Обычно расчеты этих величин проводят с учетом рассеивания выбросов от нескольких источников и наложения их на фоновое загрязнение (рис. 10.1). На практике учитывается наихудший случай, поэтому концентрация вредных веществ в выбросах измеряется в контрольной точке К. Если она выше норматива ПДК, то исходное значение выбросов уменьшается, и расчеты проводятся снова. Если – ниже ПДК, то исходное значение может быть увеличено. Формально эта процедура может быть представлена в виде блок-схемы (рис. 10.2).

Рис. 10.1. Схема определения концентрации вредных веществ в контрольной точке:

А, В, С – источники загрязнения; DA,DB, DC – зоны рассеивания выбросов; К – контрольная точка

Рис. 10.2. Блок-схема расчета ПДВ

Расчет показателя ПДВ можно представить как итеративный процесс. Сначала для источника выбросов определяют базовое значение норматива, т.е. для предприятия устанавливается начальное значение ПДВ. Затем в контрольных точках на основании расчетов проверяется концентрация вредных примесей и с помощью специальных моделей проводится имитация рассеивания выбросов. Выбросы от нового источника суммируются с фоновым загрязнением, а затем проверяется концентрация загрязнения в контрольных точках с учетом воздействия различных источников выброса.

Если концентрация в контрольных точках равна ПДК, то начальное значение ПДВ утверждается предприятию в качестве норматива. Если хотя бы в одной контрольной точке концентрация выбросов превышает ПДК, то начальное значение ПДВ уменьшается, и все расчеты повторяются до тех пор, пока не будет соблюдено ограничение на концентрацию во всех контрольных точках. Если же первоначальное значение ПДВ было очень жестким, то оно может быть увеличено, и процесс расчетов будет опять повторен.

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда предприятие ни при каких условиях не может быстро сократить свои выбросы до уровня ПДВ. В качестве компромисса для таких предприятий были установлены нормативы временно согласованных выбросов (ВСВ). Установления нормативов ВСВ предполагало разработку долгосрочной программы снижения выбросов на предприятиях, в процессе реализации которой нормативы ВСВ снижались с таким расчетом, чтобы в результате прийти к уровню ПДВ (рис. 10.3).

Рис. 10.3. Схема установления ВСВ:

[0–7] – период реализации программы; /– норматив ПДВ; r – норматив ВСВ; – периоды реализации природоохранных мероприятий, позволяющих поэтапно выйти на ПДВ

Для сбросов в водные источники предусмотрены нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) и временно согласованных сбросов (ВСС). Механизм их расчета совпадает с механизмами расчета ПДК и ПДВ.

Технологические стандарты устанавливают определенные требования к процессам производства или очистной технологии. Как правило, используется стандарт так называемой наилучшей из доступных технологий. Этот стандарт означает, что на предприятиях, где он применен, должно соблюдаться следующее требование: природоохранная технология должна соответствовать некой эталонной технологии.

Меры административного воздействия на виновников загрязнения сводятся к следующим.

Прямые запреты. Эта мера применяется, если определенные производства или первичные ресурсы оказывают настолько нежелательное воздействие на окружающую среду (пестициды, высокотоксичные материалы), что эффективным становится только их полное запрещение, например запрет на применение ДДТ, на производство и потребление озоноразрушающих веществ и т.п.

Если же масштабы воздействия лишь ограничиваются (потребление какого-либо вещества или его производство, лов рыбы, заготовка леса и т.п.), то вводятся лимиты или квоты, например предельное число выпасаемых животных на 1 га, ограничение нагрузки на почву, лимит выпуска конечной продукции за определенный временной промежуток.

Иногда введение лимитов предшествует полному запрету. Примером может служить производство озоноразрушающих веществ. Мировое сообщество приняло решение поэтапно отказаться от их применения, поэтому в каждом из государств, присоединившихся к соответствующему соглашению, выпуск этих веществ год от года должен сокращаться, а в некоторых из них – прекратиться вообще.

Лимитирование использования ресурсов вводится для ранжирования возможно конфликтующих пользователей в целях обеспечения максимальной эффективности природопользования. Они служат вместе с системой стандартов для защиты от незапланированных выбросов. Обладание такими лимитами дает право на использование, временное или постоянное, конкретного участка земли, леса, забор определенного объема воды, выброс некоторого количества вредных веществ и т.п.

Оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС) служит для организации сбора и предоставления информации о потенциальных экономических издержках проектов. Обычно процедура ОВОС включает информацию о масштабах антропогенного воздействия вследствие реализации проекта, об издержках на очистные технологии, об альтернативах проекта, элементах устойчивого развития в нем с указанием невозобновимых потерь ресурсов. В основном процедура ОВОС позволяет оценивать уникальные крупномасштабные проекты развития ресурсного потенциала, строительство потенциально опасных производств, сопряженных со значительным воздействием на окружающую среду.

Лицензирование видов деятельности чаще всего привязано к технологии реализации проекта и экологической стратегии фирмы. Лицензии и разрешения выдаются на определенный период и для определенного характера производства. Изменение технологии или масштаба производства требует получения новой лицензии.

Лимиты и лицензии положены в основу разрешения или договора на комплексное природопользование, заключаемого между предприятиями-загрязнителями и природоохранными органами. В том же договоре устанавливаются размеры и порядок внесения предприятием платы за выбросы (сбросы) вредных веществ и размещение отходов.