Методы планирования и прогнозирования прибыли
Прибыль является экономической категорией товарного хозяйства. Экономическая сущность прибыли, ее объем и границы использования в рамках предпринимательских структур во многом зависят от воздействия стимула выгоды в условиях рынка. Сам факт собственности же позволяет владельцам принимать меры по увеличению величины прибыли.
Прибыль является сложной экономической категорией и во внешнем проявлении имеет признаки превращенной формы. Экономическое ОГЛАВЛЕНИЕ прибыли заключается не столько во внешнем ее проявлении, сколько во внутренней сущности, а формы проявления – в степени развитости товарного хозяйства.
Как экономическая категория прибыль выражает сложные экономические отношения между: предпринимателями (корпорациями) и работниками по поводу оплаты труда; между самими предпринимателями (корпорациями) по поводу товарообменных операций; между предпринимателями (корпорациями) и государством по поводу взаимоотношений с бюджетом и государственными централизованными фондами; между предпринимателями (корпорациями) и инвестиционными институтами и т.д. Эти отношения носят ярко выраженный расчетный характер и имеют множество форм. Прибыль как источник денежных средств опосредует, таким образом, все стадии воспроизводственного процесса от стадии производства до стадии потребления.
Прибыль как экономическая категория выполняет две функции: оценочную (меры эффективности, цели производства) и стимулирующую. Можно выделить и третью функцию прибыли как основного источника доходов государства, однако ее значение полностью зависит от системы государственного регулирования экономики и деятельности корпораций.
Различные толкования и понимание сущности и внешнего проявления прибыли, сложность ее взаимосвязей с другими показателями привели к различным определениям, критериям отнесения, методам расчетов и т.п. Основные из показателей для корпораций:
• балансовая и валовая прибыль представляют собой разницу между совокупной выручкой (доходом) и совокупными расходами;
• бухгалтерская прибыль рассчитывается как разница между выручкой и суммой внешних издержек;
• экономическая прибыль – это общая величина выручки за вычетом внешних и внутренних издержек;
• чистая прибыль – разница между выручкой и экономическими издержками (явными и неявными);
• чистая (нераспределенная) прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении корпорации за вычетом причитающихся за счет прибыли налогов и иных аналогичных обязательных платежей и санкций;
• налогооблагаемая прибыль – прибыль, подлежащая налогообложению налогом на прибыль;
• маржинальная прибыль – разница между выручкой от производства и реализации продукции (работ, услуг) и переменными затратами, отнесенными на эти производство и реализацию;
• нормальная прибыль – это минимальная прибыль, которая остается у корпорации и необходима для поддержания стремления предпринимателя, для использования своего капитала в данной корпорации;
• экстремальная прибыль – разовая прибыль, которая получается по рисковым операциям, когда величина риска потери капитала приравнивается к величине риска получения прибыли;
• глобальная прибыль – как доход от реализации корпорации или ее комплексов; и др.
От правильности определения величины прибыли организации (предприятия) зависит его обеспеченность денежными ресурсами. Планирование прибыли – сложный и многогранный процесс, включающий изучение хозяйственных связей корпорации за период, предшествующий планируемому. От правильности и обоснованности прогноза прибыли зависит обеспечение финансовыми ресурсами производственного и научно-технического развития корпорации, а также уровень дивидендных выплат акционерам (собственникам). Оптимальный план по прибыли необходим также для разработки налогового и других бюджетов.
Корпорация самостоятельно разрабатывает план по прибыли, исходя из договоров, заключаемых с поставщиками и потребителями его продукции; экономических нормативов, устанавливаемых государством; материалов анализа деятельности за предшествующий период; данных бухгалтерского учета и отчетности и др. Планирование прибыли включает два взаимосвязанных процесса:
• определение бухгалтерской прибыли и выявление факторов, влияющих на ее величину;
• планирование распределения прибыли.
Объем прибыли во многом зависит от экономически обоснованных методов ее планирования с соблюдением принципов учетной политики, принятой корпорацией на предстоящий финансовый год.
Традиционными методами планирования прибыли от реализации продукции являются:
• метод прямого счета;
• аналитический метод;
• метод совмещенного счета;
• факторный метод;
• нормативный метод;
• экономико-математический метод.
По методу прямого счета общая сумма бухгалтерской прибыли от текущей (операционной) деятельности складывается из прибыли от реализации продукции (прибыли от продаж) и прочих доходов за вычетом произведенных расходов.
Прибыль от реализации продукции включает в себя прибыль от товарного выпуска и прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец расчетного периода (квартала, года). Прибыль от товарного выпуска (ПТВ) рассчитывают по формуле
где Цi – цена реализации изделия i-го вида; Сi – полная себестоимость изделия i-го вида; Кi – количество изделий i-го вида, подлежащих выпуску в планируемом периоде (исходя из заключенных договоров с покупателями); п – число видов (групп) изделий.
Кроме того, устанавливают прибыль по товарным остаткам на складе и в отгрузке на начало и конец планируемого периода по всей их совокупности. Складские товарные остатки учитывают по издержкам. Поэтому прибыль по переходящим товарным остаткам определяют как разницу между их величиной в ценах реализации и по издержкам. Тогда прибыль от реализации (ПР) равна:
где Пн и Пк – прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода; Птв – прибыль от товарного выпуска в расчетном периоде.
Тогда бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения) может быть представлена как
где БП – бухгалтерская прибыль; Пр – прибыль от реализации продукции; ПД – прочие доходы (за вычетом понесенных прочих расходов).
Метод прямого счета сравнительно прост в использовании и не требует больших затрат труда, если применять современные методы обработки информации. Использование данного метода возможно только в условиях стабильной экономической обстановки, наличия у корпорации заранее сформированного портфеля заказов, цеп на продукцию и плановых калькуляций издержек на каждый вид продукции (группу однородной продукции).
Основной принцип, применяемый для расчета прибыли данным методом – это ориентация на уровень затратоемкости или рентабельности на основе анализа деятельности корпорации за предшествующие периоды. В расчетах используются плановые, отчетные и уточненные данные.
Расчет плановой суммы прибыли аналитическим методом посредством использования коэффициента затратоемкости (Kзэ) осуществляют по формулам:
где ПИрп – полные издержки по производству и реализации продукции; ОР – плановый объем реализации продукции; Кпп – коэффициент прибыльности продукции, доли единицы; Птв – прибыль от товарного выпуска продукции; Тв – плановый товарный выпуск продукции.
Планирование прибыли по уровню базовой рентабельности произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) осуществляется по этапам:
1) расчет базовой прибыли, которая определяется исходя из фактических отчетных данных, скорректированных на определенные изменения в отчетном (предшествующем планируемому) периоде;
2) определяют процент базовой рентабельности произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в текущем году с учетом корректировок – рассчитывается как соотношение прибыли к издержкам или прибыли к объему реализации (продаж);
3) расчет планового объема произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в денежном выражении на планируемый год;
4) расчет прибыли от реализации с учетом базовой рентабельности – объем реализации умножается на базовый процент рентабельности;
5) полученная величина прибыли корректируется на сумму прибыли, полученную от производства и реализации тех видов продукции (работ, услуг), прибыль по которым рассчитывалась методом прямого счета.
Данный метод используется при разработке планов-прогнозов развития корпорации, поскольку базой для расчетов служит общий объем товарного выпуска. Такой метод применяется только в том случае, если продукция (работы, услуги) является сравнимой, т.с. выпускалась в предшествующем периоде.
Совмещенный (комплексный) метод используют в тех случаях, когда в корпорации выпускают сравнимую (применяют аналитический метод) и несравнимую (новую) продукцию (применяют метод прямого счета).
Факторный метод включает в себя следующие этапы планирования величины прибыли:
1) определение базовых показателей отчетного периода (периодов) – валовая прибыль; прибыль от реализации продукции (работ, услуг); прочие доходы и расходы; издержки по производству и реализации продукции (работ, услуг); величина структурных элементов издержек и др.;
2) определение плановых показателей хозяйственной деятельности корпорации – рост объема производства и реализации продукции (работ, услуг); снижение издержек, изменение прочих доходов и расходов и т.д.;
3) определение индексов инфляции: цен на выпускаемую и реализуемую продукцию (работы, услуги); цен на потребляемые материальные ресурсы; цен на потребляемые трудовые ресурсы;
4) определение индексов по другим изменениям, в том числе: амортизационных отчислений; прочих затрат.
Сумма прибыли рассчитывается любым методом планирования прибыли, а затем производится корректировка ее на инфляционные ожидания и другие изменения.
Нормативный метод (метод бюджетирования) применяется в том случае, если возможно установить нормы и нормативы расходования материалов, топлива, зарплаты по конкретным видам продукции (прямых и косвенных затрат) – по центрам ответственности корпорации. Прибыль считается методом прямого счета, но при установлении конкретных заданий по использованию ресурсов предприятия по центрам ответственности. Этот метод представляет собой сочетание метода прямого счета с установлением норм и нормативов.
Экономико-математический метод применяется только в крупных или сверх крупных корпорациях, где имеется возможность использования большой учетной информационной базы и соответствующих компьютерных программ.
Другие методы планирования прибыли обычно рассматривают в специальной финансовой литературе.