Методы планирования прибыли
Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия управленческих решений.
В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период - квартал, полугодие.
Планирование прибыли использует все параметры бизнес-плана и определяет финансовый результат от всей деятельности предприятия. Очень важно осознать взаимосвязь планирования прибыли с параметрами производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Нужно изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на величину прибыли. Эго поможет глубже понять факторы, влияющие на ее рост.
В многопрофильном предприятии планирование прибыли должно проводиться раздельно по видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.
В планировании прибыли используются: (1) метод прямого счета, (2) аналитический метод и (3) основанный на эффекте производственного (операционного) рычага.
1. Метод прямого счета. В его основе поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант этого метода предполагает укрупненный расчет по позициям плана, пример которого приведен в табл. 25.1.
Таблица 25.1 Расчет прибыли (тыс. руб.)
№ n/n |
Показатель |
Сумма |
1 |
Плановый объем продаж: |
|
а) по отпускным ценам предприятия |
313 075 |
|
б) по полной себестоимости |
199 858 |
|
2 |
Прибыль (убыток) or продажи (стр. 1а - стр. 1б) |
113217 |
3 |
Доходы от прочих операций, всего В том числе |
|
o доходы по цепным бумагам |
610 |
|
o доходы от долевого участия в деятельности других предприятий |
510 |
|
4 |
Прочие доходы |
|
o от прочей реализации |
500 |
|
o арендные платежи |
800 |
|
o поступления в возмещение причиненных предприятию убытков |
2 000 |
|
o курсовые разницы |
2 500 |
|
5 |
Прочие расходы |
|
o по прочей реализации |
S9 |
|
o амортизация и обслуживание имущества, сданного в аренду |
200 |
|
o курсовые разницы |
1 700 |
|
o налог на имущество |
500 |
|
o налог на рекламу |
100 |
|
6 |
Прибыль (убыток) планируемого года (стр. 2 + стр. 3 + + стр. 4 - стр. 5) |
116 428 |
2. Аналитический метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Применяется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости, т.е. при наличии стабильных условий хозяйствования.
При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую (отчетную) рентабельность Ро:
Ро = (По : СТ.П) · 100%,
где По - ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисною года, когда точный размер прибыли еще не известен);
Ст.п - полная себестоимость товарной продукции базисного года.
Расчет ведется в определенной последовательности:
(1) с помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости;
(2) рассчитывается изменение (+, -) себестоимости продукции в планируемом году;
(3) определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности;
(4) после обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен;
(5) влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на этапе 1 и последующих этапах;
(6) далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
3. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага, базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные и расчете маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток).
Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности, т.е. критический объем продаж, при котором коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыли, но и без убытка (рис. 25.2).
Три главные линии показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от реализации. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором величина выручки от реализации равна ее полной себестоимости (точка безубыточности).
Рис. 25.2. Определение точки безубыточности
После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта производственного (операционного) рычага, т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Это связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие производственного рычага. И, наоборот, при росте облома продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает и воздействие производственного рычага уменьшается.
Пример. Выручка от реализации продукции составила на предприятии 500 млн руб., условно-переменные затраты - 250 млн руб., условно-постоянные затраты - 100 млн руб. Рассчитаем точку безубыточности и эффект операционного рычага.
Показатель |
Сумма |
Процент |
1. Выручка от реализации |
500 |
100 |
2. Переменные затраты |
250 |
50 |
3. Маржинальная прибыль (стр. 1 - стр. 2) |
250 |
50 |
4. Постоянные расходы |
100 |
|
5. Финансовый результат (прибыль) (стр. 3 - стр. 4) |
150 |
Рассчитаем процент маржинальной прибыли к выручке от реализации: 250: 500 · 100% = 50%
Точка безубыточности в этом случае будет определена как отношение постоянных затрат к доле маржинальной прибыли в обшей выручке от реализации: 100: 50% · 100% = 200 млн руб.
Эффект операционного рычага рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к прибыли. В нашем примере сила воздействия операционного рычага будет равна 250 : 150 = 1,67.
Другими словами, любое изменение выручки влечет за собой изменение прибыли в пропорции 1 : 1,67. Допустим, у предприятия появилась возможность увеличить выручку от реализации на 10%, в этом случае прибыль возрастет на 16,7%, следовательно, при выручке в 550 млн руб прибыль составит 175 млн руб.
При снижении выручки от реализации сила операционного рычага возрастает, что влечет за собой серьезное снижение прибыли.
В нашем примере уменьшение реализации на 5% повлечет за собой снижение прибыли на 8,35% (5 · 1,67).
В процессе планировании прибыли важно определить, за счет каких факторов она растет или снижается.