Лекция 4. Методы менеджмента
Существует только один способ ничего не делать и множество способов сделать что-нибудь.
Амброд Бирс (писатель, США)
Сущность методов менеджмента, их характеристика
Менеджмент – это творчество, основанное на применении методов.
Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Методы менеджмента
Параметр |
Метод |
||
экономический |
административно-правовой |
социально-психологический |
|
I. Основа использования |
Экономические законы и экономические интересы |
Законы государственности и права, правовые интересы |
Законы социально-психологического развития, социальные интересы |
2. Орудия воздействия |
Экономические формы |
Административно-правовые и организационные формы |
Социально-психологические факторы |
3. Объекты соблюдения |
Экономическая среда |
Организационно-правовая среда |
Благоприятный социально-психологический климат |
4. Место в рыночной экономике |
Исходный и основополагающий метод |
Вспомогательный метод |
Обеспечивающий и основополагающий метод |
5. Главная нагрузка в аппарате управления |
Экономические службы |
Руководитель с аппаратом управления и контроля |
Общественные организации и руководитель |
В современных условиях происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.
Все методы менеджмента направлены на социальную потребность человека – признание, уважение, самоутверждение.
Высшей потребностью является познавательная – самовыражение, свобода, развитие личности.
При выборе метода менеджмента необходимо учитывать:
ü скорость достижения цели;
ü вероятность достижения цели;
ü отношения подчинения;
ü личность управляемого;
ü личность управляющего;
ü экономическую самостоятельность;
ü климат в коллективе.
Экономические методы менеджмента
Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.
Экономические методы соответствуют социально-экономической природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.
Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.
Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов (табл. 4.2).
К экономическим нормативам функционирования предприятия относятся:
ü удельный вес конкурентоспособной продукции по конкретным рынкам;
ü нормы рентабельности по конкретным видам продукции;
ü оборачиваемость оборотных средств;
ü производительность труда;
ü капиталоотдача инвестиций;
ü фондовооруженность труда;
ü удельный вес основных рабочих в общей численности работающих фирмы;
ü уровень автоматизации производства и управления и др.
Таблица 4.2
Экономические методы менеджмента
Группа методов |
Составляющие группы методов |
I. Методы, регулируемые федеральными и региональными органами (относятся к экономическим факторам внешней среды системы менеджмента, параметры которой не определяются предприятием) |
Налоговая система страны; налоговая система региона; кредитно-финансовый механизм страны; кредитно-финансовый механизм региона |
2. Методы, регулируемые предприятием (вышестоящей организацией) |
Экономические нормативы функционирования предприятия; система материального поощрения работников; система ответственности за качество и эффективность работы; применение научных подходов к менеджменту |
Эти нормативы должны разрабатываться на основе результатов маркетинговых исследований, анализа и прогнозирования важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента.
Ниже рассмотрены некоторые экономические методы менеджмента, используемые на предприятии.