Лекция I. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• место, занимаемое методикой преподавания среди педагогических наук;
• базовые науки, на которые опирается методика;
• основные цели и функции методики преподавания;
• современные педагогические технологии;
• взаимосвязь задач и факторов обучения;
• возможные уровни обучения;
• основные дидактические принципы;
уметь
• отличать методику от дидактики;
• определять основные задачи обучения;
• выстраивать процесс обучения по определенным уровням;
• выбирать подходящие для конкретной ситуации методы и технологии обучения;
• выбирать подходящие для преподавания социологии дидактические принципы;
владеть
• знаниями о методах, целях и правилах методики преподавания;
• способностью использовать исследовательские методы для повышения эффективности образовательного процесса;
• умением разрабатывать модель обучения.
Общая характеристика методики преподавания
Методика преподавания – это отрасль педагогической науки, исследующая процесс обучения с целью достижения его большей эффективности. Методика включает совокупность методов, правил и средств обучения.
Базовые науки, на которые опирается методика, – это педагогика, психология и лингвистика.
Как и педагогика, методика занимается вопросами обучения. Но если педагогика рассматривает обучение в целом, то методика заостряет внимание на обучении конкретному предмету. Иными словами, методика преподавания социологии берет из педагогики теоретические понятия и применяет их в отношении конкретного предмета – социологии.
Психология изучает разнообразные свойства, процессы и состояния психики человека: мышление, память, внимание, восприятие, эмоции и т.д. Методика определяет, какие из них нужно использовать, а какие нейтрализовать в ходе учебного процесса.
Лингвистика – это наука о языке как знаковой форме выражения человеческих мыслей. Методика применяет эти теоретические знания на практике, потому что в процессе обучения используется прежде всего устная и письменная речь.
Основные методы исследования в методике преподавания – это наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – эго такой метод изучения способов преподавания, при котором исследователь не оказывает никакого воздействия на этот процесс и получает информацию созерцательно.
Эксперимент – это внесение в процесс обучения новых элементов (либо другого содержания, либо другой формы). Он состоит из двух частей – констатации фактов (собрания информации) и практического анализа (в виде тестов, анкет, контрольных работ или собеседования).
Осуществляя поиск лучших форм и способов организации образовательного процесса, можно использовать оба этих метода.
Научные подходы к методике преподавания
В зависимости от разного понимания функций и задач, в методике можно выделить несколько направлений.
Первое направление – дидактическое – рассматривает методику преподавания как часть дидактики, на которую распространяются принципы и правила, одинаковые для преподавания всех предметов. Если следовать этому направлению, то надо обратить внимание на общие педагогические приемы, обязательные при проведении большинства занятий в стенах вузов.
Второе направление в методике – психологическое. Оно рассматривает методику как часть психологии, и если следовать данному направлению, то основное внимание надо сосредоточить на процессе познания учащихся и способах усвоения ими полученной информации. То есть преподаватель обязан знать и применять в процессе обучения общие законы психологии.
Третье направление – предметное. Сторонники этого подхода считают, что главное в методике преподавания любой учебной дисциплины – это сама изучаемая дисциплина. Например, в методике преподавания социологии главной будет сама социология. При этом учитывается, что помимо общей социологии студенты профильных вузов должны изучать отдельные дисциплины социологической специализации, как-то: социология религии, социология культуры, социология международных отношений, социология коммуникаций, социология организаций и другие отраслевые разделы социологии. Если следовать данному направлению, то придется нацелить свое внимание на выделение разнообразных приемов, пригодных для преподнесения знаний из разных областей социологии.
В рамках третьего направления предполагается, что преподавание социологии очень специфично и существенно отличается от преподавания несоциологических дисциплин. При всей предметной ограниченности данного подхода необходимо отметить, что он позволяет разработать такие приемы обучения, которые помогают преподавать социологию одинаково успешно как для студентов социологических факультетов, так и для тех, кто изучает этот предмет в рамках цикла общеобразовательных дисциплин, – будущих психологов, журналистов, юристов, экономистов, историков и т.д.
Какое бы направление мы ни выбрали, нельзя игнорировать альтернативные подходы, а лучше всего совмещать их в своей педагогической деятельности.