Виды правовых институтов информационного права
Значение категории института в информационном праве весьма существенно. Это категория связи правопонимания в социальной среде и выявления наиболее типичных отношений в информационной сфере с уже сложившимися правовыми механизмами, а также формирования новых правоотношений, облекаемых в позитивную форму правового регулирования. Институт права, подобно мостику, соединяет практику и законодательство. С учетом этой его функции можно институт права назвать научно-практической категорией.
В информационном праве институты формируются постепенно на двух основах. Первая основа – это уже упомянутые общеправовые институты, заложенные в Конституции. Вторая – это практика, которая, не укладываясь в систему уже существующих институтов, может формировать новые области правового регулирования.
В начале формирования науки информационного права и создания первых учебников по этой дисциплине были выделены 10 практически значимых областей в информационной сфере, которые требовали правового внимания. Они включали: решение общих организационных проблем; информацию, информационные ресурсы; право на информацию; международный обмен информацией; информатизацию; СМИ, телерадиовещание; информационную безопасность; управление в области информации и информатизации; информационную деятельность, информационные отношения; ответственность за правонарушения в области информации и информатизации. Такая систематизация проблем была отражена в публикациях 1990-х гг. и в одном из первых учебников по информационному праву[1]. Нельзя сказать, что предложенная тогда систематизация проблем представляла собой перечень правовых институтов. Здесь явно просматривалось несовпадение. Да и сам перечень не покрывал всех практических проблем, которые бы "просились" или встраивались в институты информационного права. Уже тогда необходимо было выстроить перечень проблем, продиктованных жизнью, для их синхронизации с действующим законодательством в целях выявления групп правовых норм, направленных на регулирование соответствующих областей практики.
Попробуем сделать это сейчас, сопоставляя общие информационно-правовые институты конституционного уровня, институты, которые формируются на основе этих общих институтов в информационной отрасли с учетом развития практики информационной сферы. Получится такая шапка таблицы, которую не заполняем, так как она повторит уже сказанное (табл. 6.1).
Таблица 6.1
Предпосылки формирования правовых институтов информационного права
|
Конституционно определенные нормы |
Практические проблемы информационной сферы |
Правовые институты отрасли информационного права |
Из предыдущего перечня позиций, если их разместить по этим графам таблицы, видно, что они во многом сопоставимы, а часто и совпадают. Однако но содержанию они различаются существенно. Приведенная форма таблицы позволяет выделить 10 институтов, аккумулирующих нормативные правовые акты и нормы по основным направлениям правоотношений в информационной сфере.
Каждый из институтов имеет достаточно сложную внутреннюю структуру и содержит несколько подинститутов, связанных между собой, но различающихся по предмету и методам регулирования.
Например, институт правового режима отражает метод регулирования, но расслаивается на подинституты по признаку предметов регулирования:
а) информационных объектов и ресурсов;
б) информационных технологий;
в) информационно-коммуникативных технологий.
В свою очередь, правовой режим информационных ресурсов дробится на четыре обозначенные выше направления регулирования: документирование, определение права обладателя, установление категории по доступу и распространению, установление правил защиты этих ресурсов.
Институт права на информацию, который можно назвать "институтом свободы информации", также имеет несколько внутренних разделов, определяемых в соответствии с формулировкой ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. Это рассмотрено в соответствующей главе учебника. Здесь же важно подчеркнуть, что, аккумулируя правовые акты и отдельные правовые нормы по предметному признаку или цели регулирования, институт в информационном праве как бы создает контур классификатора предметов и форм правового регулирования социальных отношений. Такой классификатор пока не создан. Известно, что проблема систематизации в нраве не является легкой.
В настоящем учебнике рассматриваются такие институты, как: право на информацию, правовой режим информационных ресурсов, юридическое значение документа, документооборота в условиях информатизации, право собственности и исключительные права субъектов в информационной сфере, правовой режим ограничения свободного доступа к информационным ресурсам, режимы информационных и коммуникационных технологий и их систем.
Применительно к информационному праву важно определить основные институты и одновременно найти пути наиболее эффективного применения других инструментов права, позволяющих выразить суть правового регулирования в сфере практической информатики. Второй раздел учебника посвящен рассмотрению уже определившихся институтов этой отрасли права.
В связи с разработкой концепции Информационного кодекса РФ в дискуссионном плане поставлен вопрос об архитектуре институтов в информационном праве. Структура норм правового регулирования может быть представлена в составе: суперинститутов, институтов, субинститутов[2].
Раздел II учебника посвящен рассмотрению уже определившихся институтов этой отрасли права.