Лекция 3. МЕСТО И РОЛЬ НАУКИ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ

ОГЛАВЛЕНИЕ главы определяется следующими ключевыми словами.

Анализ, знание, исследование, исторический, комплексный, методология, наука, объект, подход, последовательность, предмет, процедурный, системный, структурный, функциональный, целевой. Выделение, определение, классификация и применение системы подходов, методов и инструментов исследования организационных отношений в разнообразных объектах.

Освоение любой науки исследователь и практик, студент и менеджер начинают не на пустом месте, а в рамках уже полученных ранее представлений об окружающем мире. Так или иначе, в сознании обучающегося они систематизированы в определенным образом организованный комплекс учебных дисциплин, позволяющий с помощью умений и навыков взаимно адаптировать как вновь получаемые, так и уже имеющиеся знания. Более того, эффективность освоения новой информации во многом зависит именно от способности сознания индивидуума правильно позиционировать, детерминировать, соотнести их со структурой и ОГЛАВЛЕНИЕм устойчиво применяемых положений.

По аналогии с тем, как идентификация любого объекта начинается с его сопоставления с ранее встречавшимися и попятными примерами, процесс исследования организации необходимо основывается на определении ее места и роли в сложившейся системе знаний. Это особенно важно для такой относительно новой дисциплины, как теория организации, поскольку, как было установлено в предыдущей главе, она приобретает характер всеобщей науки, затрагивает практически все уже сформировавшиеся или еще формирующиеся профессиональные представления.

Обоснование выделения и формирование новой области знаний объективно обусловливают необходимость определения ее места в системе сложившихся научных представлений. При этом устанавливается не только ее положение или значение, но в значительной степени и конфигурация построения причинно-следственных связей данной науки с остальными областями знаний. Выявление и исследование этих связей во многом влияют на формирование состава и содержания новой науки, методологии проводимых ею исследований, логику ее построения и применения, спектр решаемых ею теоретических и практических задач.

Первые представления об окружающем мире и формируемые на их основе знания, как было установлено в гл. 1, человек накапливает и систематизирует на основе объектного подхода. Со временем он обнаруживает, систематизирует и исследует общее в разнообразных объектах. От изучения и описания окружающего мира и процессов, происходящих в нем, человек последовательно переходит к пониманию и представлению места и роли организации в любых объектах исследования, которые отражаются в конкретных областях знаний.

Так, например, в процессе специализации знания выделились в следующие науки:

• об организации Вселенной — в астрономию;

• об организации внутреннего строения Земли — в геологию;

• о внешних формах организации строения — в архитектонику;

• об организации хозяйственной деятельности человека -в организацию производства;

• о политической организации, развитии общества и управлении им — в политологию и т.д.

Весьма показателен пример активных биологических исследований генетического уровня организации живого мира, приведших к тому, что ученые истого ряда стран пытаются уже практически осуществлять копирование объективной природы в виде проведения клонирования как формы целенаправленного повторения организации живого существа на микроуровне. Это убедительно показывает, что именно организация состава и взаимосвязи генома живого существа, в конечном счете, определяет его основные наследуемые характеристики.

В основу накопления, систематизации и применения всех этих знаний, с одной стороны, ложились общие организационные начата построения процессов и систем [4, 20], а с другой — каждая из них строилась по определенным правилам, с использованием единых представлений об их составе и содержании. Именно эти организационные начала и предопределили общий методологический подход к построению науки, возможность интеграции отдельных дисциплин в общую систему знаний.

Общепризнано, что и собственно процесс исследований, и система знаний в любой области основываются на разработке и применении инструментария организационных исследований. В его определении, представлении и использовании, как было установлено в предыдущей главе, прежде всего выделяется применение исторической логики, единства анализа и синтеза, критериально-группировочного подхода к построению классификаций, приоритетно-последовательной систематизации законов, принципов, функций и других категорий, механизмов и процедур их взаимодействия как основных инструментов исследования организации.

Теория организации систематизирует, представляет и описывает такие взаимосвязи и взаимодействия в виде стройной системы научных знаний. В этом смысле теория организации как наука определяет область основополагающих представлений о порядке, формах, структурах, процедурах и методах построения, оформления и отражения процессов и систем. Она раскрывает внутреннее строение, состав и ОГЛАВЛЕНИЕ собственно исследуемых объектов, представляя их в структуре тех или иных научных дисциплин. В то же время она позволяет, вооружившись такими знаниями, формировать и формулировать всю совокупность фундаментальных, естественных, точных, социальных и других современных наук на единой организационной основе.

Определение места теории организации в системе современных знаний начинается с выяснения научных областей, к которым она имеет непосредственное отношение. Нагляднее всего такая задача решается путем проведения классификации, обосновывающей отнесение конкретной науки к группе дисциплин.

Естественно, что любая классификация достаточно условна, поскольку во многом определяется применяемыми критериями. Тем более это относится к теории организации как науке, проявляющейся и развивающейся в качестве инструментальной основы построения всей системы знаний.

И все-таки большинство исследователей и практиков устойчиво придерживаются достаточно определенных представлений о месте теории организации. Эти представления основываются на уже выделенном теоретическом значении применения знаний организации как инструмента выяснения, оформления и представления сущности, состава и содержания каждой науки, процесса се выделения, становления и развития [6, 24].

Практическое применение законов и принципов организации, ведущих организационных концепций, методик, систем и процедур ложится в основу разработки и построения всех реальных процессов управления любыми объектами [41, 86]. Именно это положение обусловливает место и роль комплекса прикладных организационных подходов, способов, инструментов, приемов, средств и методик их разработки и применения в содержании исследования и представления любой современной науки.