Механизмы и методы управления рисками и повышение конкурентоспособности организации

Любая деятельность человека может быть представлена в трех составляющих: использование ресурсов, управление деятельностью, получение результата. От управления зависит соотношение ресурсов и результата. В управлении действует множество различных факторов, которые, как правило, находятся в противоречии. Учет этих факторов и влияет на соотношение ресурсов и результатов. Но их противоречивое действие проявляется в наличии риска.

Управление рисками – это действия, способствующие снижению уровня и остроты рисков. Эти действия заключаются в выявлении возможностей и факторов достижения определенного результата, анализе взаимосвязи факторов, выборе вариантов управленческих решений, осуществлении контроля их реализации, страховании отрицательных последствий.

Существуют различные причины возникновения рисков, от которых зависит управление ими.

1. Неполнота и недостаточность знаний о ситуациях и возникающих проблемах.

2. Недостаточность информации о происходящих событиях и изменениях.

3. Случайность (природные явления, выход оборудования из строя, болезнь сотрудника, трудовой конфликт и пр.).

4. Противодействие, вызванное борьбой интересов, конкуренцией, изменением социально-политической обстановки и пр.

Две последние причины можно представить и в другой градации.

Форс-мажорные обстоятельства, включающие непредвиденное вмешательство органов государственного управления (изменение стандартов и норм, условий экспорта-импорта, экологических требований и пр.), стихийные бедствия, политическая нестабильность, банкротство.

Внешние экономические условия – инфляция, изменение валютного курса, изменение налогообложения, изменение цены сырья, спроса.

Внутренние организационные факторы – нарушение графика работ, ошибки в распределении ресурсов, текучесть кадров, профессионализм персонала, изменение технологий.

Управление риском включает пять групп действий: определение области риска, выявление и оценка риска, установление причин риска, выбор варианта действий (управленческое решение), нивелирование риска.

Риск всегда связан с возможными потерями. Области потерь (области риска) могут быть различными. Это области безрисковой деятельности, минимального, повышенного, критического, катастрофического рисков. Эти области выделяются в соответствии с оценкой минимально возможных рисковых потерь. Пределом таких потерь является общая стоимость фирмы.

Выявление и оценка риска предполагают распознавание его типа, остроты, особенностей, возможностей учета. Э го большая аналитическая работа.

Наибольшую информацию о риске дает установление его природы, причин возникновения. Именно причины риска характеризуют опасность его существования и возможности учета. Ведь эти причины могут быть и субъективного характера, например, авантюризм менеджера, искусственное создание критических ситуаций при проведении определенной инновационной политики.

Определение характера, причин и степени риска позволяют выбрать управленческое решение, наилучшее с позиций ожидаемого результата.

Нивелирование риска означает распределение ресурсов, ответственности, контроль динамики движения к возможному результату. Такой контроль показывает: уменьшается или увеличивается риск в процессе деятельности.

Механизм управления риском включает следующие средства воздействия.

Диверсификация деятельности, которая предполагает для снижения степени риска распределять инвестируемые средства по различным объектам их вложения, не связанным между собой. Это формирование инвестиционного портфеля, которое позволяет обеспечить приемлемое сочетание доходности и риска. Этот портфель обычно включает как низкодоходные бумаги или вложения, уровень риска по которым незначителен, так и высокодоходные, с большим уровнем риска. Портфель может быть консервативным или рисковым, т.е. ориентирован на стабильный небольшой доход при низком уровне риска или высокий доход с большой вероятностью риска.

Страхование риска заключается в передаче определенных рисков страховой компании, которая за это получает страховую премию.

Существует три основных способа страхования.

1. Имущественное страхование, включающее страхование риска подрядного строительства, страхование грузов, страхование имущества, находящегося на хранении.

2. Страхование от несчастных случаев – защита страхователя, страхование профессиональной ответственности.

3. Страхование упущенной выгоды, например при остановке производства.

Хеджирование – это процесс избежания риска путем его переноса с одного лица на другое (риск изменения цены, ставки процента, валютного курса и пр.). Такой перенос осуществляется посредством сделки по поставкам актива (валюта, товар, акции, облигации и пр.). Лицо, страхующее риск, называют хеджером, страхователь риска – спекулянт. Хеджирование может осуществляться на повышение и понижение. Хеджер проводит операцию на повышение, если он считает, что цены, курсы бумаг, процентные ставки в будущем будут расти. Операция на понижение производиться тогда, когда хеджер считает, что цены, курсы либо процентные ставки в будущем будут падать.

Риск, который снимает с себя хеджер, берут на себя предприниматели, которые получают прибыль от разницы цен, курсов и т.д.

От управления рисками в значительной мерс зависит конкурентоспособность организации, которая представляет собой возможность организации успешно конкурировать с соперниками и на этой основе укреплять потенциал своего развития.

Конкурентоспособность зависит от множества факторов, одним из которых является управление рисками, отражающее качество менеджмента в совокупности его характеристик: профессионализм, интеллектуальный капитал персонала, контроллинг, бенчмаркинг, лидерство организации (схема 13.8).

Контроллинг, ответственность и управление рисками являются сегодня важными элементами антикризисного менеджмента.

Далее приводятся дополнительные схемы 13.9, 13.10 для размышления, анализа и более глубокого изучения темы.

Схема 13.8. Факторы конкурентоспособности организации

Схема 13.9. Контроллинг: структура и ОГЛАВЛЕНИЕ понятия

Схема 13.10. Особенности контроллинга: приоритеты в основных функциях управления

ПИР

1. В совершенствовании современного менеджмента необходимо стремиться не столько к простому усилению функции контроля, сколько к построению системы, обеспечивающей его эффективность.

2. Эффективный контроль способствует развитию системы ответственности и мотивированию профессионализма деятельности.

3. Риск – объективный фактор в менеджменте, его надо не только учитывать, но и уметь им управлять.

4. Контроллинг – это концепция менеджмента, отражающая его ОГЛАВЛЕНИЕ, приоритеты и организационные формы.

5. Конкурентоспособность организации отражает ее возможности анализа ситуаций, контроля процессов и тенденций, системы ответственности и управления рисками.