Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации
В Российской Федерации существуют следующие основные виды правотворческой деятельности: принятие нормативных актов полномочными органами государства, органами местного самоуправления, непосредственно народом путем референдума; заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами РФ, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).
Принятие нормативных актов органами государства
Эта форма правотворчества является наиболее распространенной в Российской Федерации. Правом принятия нормативных актов обладают Государственная Дума, представительные органы республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. К числу правотворческих органов относятся также Президент РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства Российской Федерации, президенты, правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства республик, входящих в состав федерации, главы администраций (губернаторы), правительства, департаменты соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований. Правотворческими полномочиями обладает в пределах своей компетенции администрация объединений, комбинатов, предприятий и учреждений (локальное правотворчество). Полномочия на издание нормативных актов каждого органа определяются Конституцией и иными законами в зависимости от места, занимаемого каждым из них в системе органов Российского государства.
Государственная Дума принимает законы и постановления по вопросам, отнесенным к ее велению Конституцией РФ. Такие акты издаются как по вопросам, отнесенным Конституцией к исключительному ведению федеральных органов власти, так и по вопросам совместного ведения федеральных органов власти Российской Федерации и органов власти субъектов РФ. Они принимаются с соблюдением особой процедуры, предусмотренной регламентом Государственной Думы.
Президент РФ, будучи главой государства, на основе Конституции и законов РФ издает указы, причем они могут быть и нормативного, и индивидуального, оперативного характера. Правительство как высший орган федеральной исполнительной власти правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к его ведению. Свои акты нормативного характера Правительство обычно издает в форме постановлений.
Министерства, государственные комитеты, иные ведомства, будучи центральными органами исполнительной власти, руководят порученными им сферами управления. Их полномочия в области издания нормативных актов определены законами, актами Президента и Правительства. Обычно министерства, являясь органами единоличного руководства, издают приказы, распоряжения и инструкции, государственные комитеты как коллегиальные органы постановления, распоряжения, инструкции.
Администрация объединений, предприятий, учреждений в пределах своих полномочий издает так называемые локальные нормативные акты, регулирующие отношения внутри соответствующих подразделений (например, принятие правил внутреннего трудового распорядка).
Принятие нормативных актов органами местного самоуправления. В своей правотворческой деятельности органы местного самоуправления — районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские представительные органы власти и соответствующие им местные администрации — руководствуются в частности Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Издавая нормативные акты (обычно они имеют разные наименования — решения, постановления, распоряжения и т.д.), органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.
Референдум как вид правотворчества
За последнее время во многих государствах все большее распространение получает форма непосредственного участия народа в правотворчестве — референдум, т.е. принятие законов путем всенародного голосования. Именно таким путем была принята, например, действующая Конституция РФ.
Референдум — один из путей расширения демократии, привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. В данном случае народ непосредственно осуществляет определенный акт законодательной власти, принимает правотворческое решение. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории Российской Федерации.
На всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение.
Нормативные соглашения
Заключение соглашений, содержащих обязательные для исполнения правовые предписания, все шире используется в правотворческой практике Российского государства, причем такие соглашения заключаются между различными субъектами права и их юридическая сила неодинакова. Примером такого рода соглашений может служить, в частности, Федеративный договор, явившийся правовой базой создания Российской Федерации на новой основе. Он содержит нормы о распределении компетенции между государственными образованиями Российской Федерации, о предметах исключительного ведения Федерации и ее субъектов, а также их совместного ведения. Практикуется заключение соглашений и по экономическим, политическим и иным вопросам между Федерацией и отдельными ее членами (республиками, краями, областями и т.д.), между субъектами Федерации.
Характерной особенностью современных взаимоотношений между общественными объединениями и государственными структурами является заключение разного рода соглашений, содержащих нормативные предписания.
В первую очередь это касается регулирования трудовых отношений. Так, в соответствии с ТК РФ может быть заключен коллективный договор — правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации.
Наряду с коллективным договором законом предусматривается также заключение разного рода соглашений — правовых актов, содержащих обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников конкретной профессии, отрасли, территории. В зависимости от сферы регулируемых отношений заключаются генеральные соглашения, устанавливающие общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики, отраслевые (тарифные), которые определяют направления социально-экономического развития, условия труда и оплаты труда, социальные гарантии для работников отрасли (профессиональных групп), и наконец, специальные, связанные с решением социально-экономических проблем.