Лекция 11. МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКИХ КАМПАНИЯХ
Изучив материал главы, студент должен:
знать
• ОГЛАВЛЕНИЕ и виды массовых мероприятий в политических кампаниях;
• особенности поведения человека в толпе;
• технологии организации политических митингов;
уметь
• определять роль массовых мероприятий в формировании политической идентичности;
• обосновывать целесообразность массовых мероприятий в политических кампаниях;
• определять основные принципы организации массовых мероприятий;
владеть
• навыками организации и проведения политических митингов.
Виды и функции массовых мероприятий
В практике политических кампаний особе место занимают массовые мероприятия. Их отличительными чертами являются, во-первых, вовлечение в проводимые акции значительного числа граждан, а, во-вторых, побуждение участников этих акций вступать во взаимодействие друг с другом, а не только с политиком. Политик, выступающий по телевидению, может иметь массовую аудиторию, но в этой аудитории возникает связь многих людей только с оратором. Сами слушатели разобщены, они находятся в разных городах, изолированы в своих квартирах, и их внимание может в любой момент переключиться на иной объект.
Массовые акции позволяют преодолевать разобщенность аудитории, объединять людей пусть во временные, но более устойчивые группы, где начинают действовать особые психологические законы группового поведения. Заставить эти законы работать на успех политической кампании – важная задача политического менеджера.
Массовые мероприятия, проводимые в ходе политической кампании, могут быть разнообразными. Принято выделять следующие их основные виды:
• собрание, когда люди собираются в специально отведенном или приспособленном для этого месте, помещении. Собрание, в отличие от рассмотренных в предыдущей главе встреч политика с населением, – многолюдно и имеет возможность коллективного обсуждения обозначенных в повестке дня вопросов;
• митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по определенной проблеме;
• демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
• шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
• массовое пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта групп граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
В периоды обострения политической борьбы оппозиционными силами, кроме указанных разрешенных законом массовых мероприятий, могут использоваться и другие способы оказания давления на власть: несанкционированные митинги, занятие площадей и зданий, блокирование автомагистралей, бессрочные забастовки и т.п.
В политической кампании массовые мероприятия могут выполнять различные функции (рис. 11.1):
• информирование населения. В век Интернета и электронных СМИ значение этой функции снижается, теперь необходимую информацию быстро можно получить из других источников. Однако митинги и собрания по-прежнему позволяют удовлетворять потребность получения информации из первых рук, от самого политика. И кому-то слово, высказанное публично, кажется более значимым, вызывает большее доверие;
• убеждение и пропаганда. Публичные выступления всегда подчинены стремлению оратора убедить слушателей в правоте озвучиваемых идей. Наличие живого контакта с аудиторией позволяет политику использовать механизмы психологического воздействия, придавать словам дополнительный вес, находить нужную интонацию, использовать другие паралингвистические средства;
• мобилизация. Во время митингов возникает особая эмоциональная атмосфера, которая превращает людей в массу, готовую реагировать на призывы ораторов. Поэтому митинги проводят всякий раз, когда людей надо подвигнуть на какое-либо действие;
• демонстрация политической силы. Любое крупное мероприятие, в котором принимают участие сотни и тысячи людей, может быть представлено как свидетельство массовой поддержки политического лидера или влиятельности политической партии. В этой связи достижение массовости проводимых акций становится своеобразным индикатором политической силы их организаторов;
• формирование политической идентичности. Вовлечение людей в непосредственное взаимодействие друг с другом и с политическим деятелем или его представителями способно помочь установлению позитивного эмоционального контакта между политиком и массами, между политической партией и населением. Такой эмоциональный контакт может стать одним из факторов формирования политической идентичности, чувства единения и общности с определенной политической силой.
Итак, массовые мероприятия многофункциональны для политических кампаний. Кроме того, каждое такое мероприятие становится прекрасным информационным поводом. СМИ всегда готовы рассказать об акции, собравшей большое количество граждан. Однако, чтобы массовое мероприятие выполнило свои функции, его надо тщательно готовить. Технологии организации таких мероприятий учитывают ряд особенностей психологии поведения людей в местах массового скопления. Поэтому целесообразно вначале остановиться на этих особенностях.
Рис. 11.1. Функции массовых мероприятий в политических кампаниях