Маастрихтские критерии
В марте 1998 г. Комиссия ЕС представила доклад о результатах выполнения странами ЕС критериев конвергенции Маастрихтского договора и на его основе рекомендовала к вступлению в Валютный союз одиннадцать стран (все страны ЕС, кроме Великобритании, Дании, Швеции и Греции). В целом рекомендуемые страны в 1997 г. имели хорошие экономические показатели: средний уровень инфляции и долгосрочные кредитные ставки достигли рекордно низкого уровня — соответственно 1,6 и 5,9%, дефицит бюджета — 2,5%, валюты девяти стран колебались в течение предшествующих двух лет в пределах ±2,25%.
Наблюдалось заметное сближение долгосрочных уровней доходности ценных бумаг, что отражало не только умеренность инфляционных ожиданий в государствах ЕС, но и прогресс в оздоровлении государственных финансов. Исключение составил государственный долг — в среднем 75% ВВП против 60% по критерию Маастрихта. Однако Комиссия ЕС посчитала возможным использовать содержащуюся в ст. 104с Маастрихтского договора оговорку, согласно которой норматив может считаться выполненным, если величина государственного долга по отношению к ВВП устойчиво снижается (как показали последующие события, эти ожидания оказались несбыточными).
На внеочередном саммите ЕС в Брюсселе 2 мая 1998 г. была произведена необратимая фиксация обменных курсов валют стран-участниц, утверждены руководители Европейского Центрального банка и определены участники Валютного союза, в состав которого с 1 января 1999 г. вошли 11 государств ЕС (зона евро): Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия, Ирландия, Италия, Испания, Португалия, Финляндия. Помимо перечисленных стран, зона евро с согласия официальных властей, была распространена также на ряд автономных заморских департаментов Франции — это острова Мартиника и Гваделупа, Реюньон, Сен-Пьер и Микелон. К евро привязали валюты Коморских островов и Новой Каледонии, а также таких государств, как Монако, Андорра, Сан-Марино и Ватикан. По политическим мотивам воздержались от участия в Валютном союзе три страны ЕС: Великобритания, Дания и Швеция. Что касается Греции, эта страна не смогла выполнить критерии конвергенции, но объявила о своем стремлении войти в ЭВС в январе 2001 г. (что и было реализовано, но как оказалось, преждевременно).
Несмотря на то, что необратимая фиксация курсов валют по отношению друг к другу была произведена в мае 1998 г., паритеты между ними были установлены только 31 декабря 1998 г., поскольку необходимо было обеспечить совпадение между первой котировкой курса евро и последним курсом экю на финансовых рынках по завершении года. До этого момента три валюты, остававшиеся вне зоны евро, но входившие в корзину ЭКЮ (английский фунт стерлингов, датская крона и греческая драхма), могли оказывать влияние на курс ЭКЮ. После расчета по специальной формуле был установлен курс национальных денежных единиц к евро, который с этого момента превратился в самостоятельную валюту, Европейский экономический и Валютный союз стал свершившимся фактом.
Для обеспечения успеха новой валюты на переходном этапе было крайне важным наличие для нее эффективной технической базы платежей и расчетов. В частности, такая база должна была быть весьма полезной для формирования общих краткосрочных межбанковских процентных ставок по всей зоне евро. Это предполагало в свою очередь создание системы, с помощью которой крупномасштабные трансграничные сделки могли бы обслуживаться в течение того же дня.
Организация платежной системы
В момент перехода на евро в странах ЕС существовало три возможности для осуществления международных платежей:
1) платежная система Европейской системы центральных банков TARGET•,
2) система клиринговых расчетов в евро Банковской ассоциации ECU, в настоящее время носящей название Евробанковской ассоциации (ЕВА);
3) национальные клиринговые системы, которые выполняли функции приведения в соответствие времени рабочих часов в стране и времени отсечения межгосударственных платежей, приведения в соответствие форматов и отчетности, которые обеспечивали возможность отдаленного доступа к локальным платежным системам и банкам на территории ЭВС.
Структура TARGET представляла собой децентрализованную платежную систему, при этом в ведении ЕЦБ оставались только наиболее общие функции. Эта система была поставлена на испытание в июне 1997 г. и завершена в июне 1998 г. Единая система строилась из сети телекоммуникаций, связанной в конкретной стране ЕС с национальной системой, и через нее национальные кредитные учреждения получали доступ к системе TARGET для осуществления расчетов в евро в режиме реального времени. Режим реального времени поддерживался всеми странами — членами ЭВС и гарантировал возможность моментальных расчетов в любой стране зоны евро.
Национальные системы RTGS (ELS/EU-ZV в Германии, TBF во Франции, BL-REL в Италии, ТОР в Нидерландах и др.) имели свои качественные структурные отличия. Например, немецкая электронная система ELS/Eil-ZV управлялась центральным банком федеральной земли и на первом этапе осуществляла крупные платежи в евро и немецких марках. Французская система TBF являлась централизованной системой, управляемой из Банка Франции и включающей: межбанковские платежи, расчеты по операциям центрального банка, местную систему нетто-расчетов, систему брутто-платежей, платежи по ценным бумагам. Великобритания создала собственную систему CHAPS, которая проводила расчеты в евро в пределах страны и создавала условия для движения капиталов по всей территории ЕС в режиме реального времени, работая параллельно с системой RTGS в фунтах стерлингах.
Банковская ассоциация евро. Третьей важнейшей системой явилась Банковская ассоциация евро (Euro Banking Association — ЕВА), представляющая евроклиринговую систему нетто-расчетов, по которой обмен информацией происходил в течение дня, а окончательный расчет — в конце расчетного дня. Основанная в 1985 г. в Париже для содействия коммерческому использованию экю, она объединила 56 клиринговых банков из 16 стран. Это весьма эффективная и рентабельная система, отвечающая всем требованиям двустороннего и многостороннего зачета (неттинга). Через нее проходило около трети всех трансграничных платежей в ЕС.
Трансформация
В зависимости от видов финансовых операций замена национальных валют ЭВС евро в течение переходного периода 1999—2001 гг. либо являлась жестко привязанной ко времени, либо отдавалась на усмотрение самих предприятий. С 1 января 1999 г. на евро были переведены:
а) бюджет ЕС и вся система бухгалтерского учета европейских институтов;
б) облигационные займы ЕС, ЕЦБ, Европейского инвестиционного банка со сроком погашения после 1 января 1999 г., ранее номинированные в экю и в валютах, заменяемых евро, и платежи по ним;
в) новые облигационные и иные займы стран — членов зоны евро.