Логистическая стратегия в области формирования материалопотока

В рыночных отношениях материалопоток определяется спросом и предложением, а цена является ценовым сигналом и подсказывает транспортным организациям, в каком направлении необходимо действовать, т.е. что, как, для кого и сколько необходимо перевозить.

Материалопоток в условиях рынка формируется на базе экономической модели с двумя типами переменных: экзогенных и эндогенных. Первые – это исходная информация, вторые – результат решений, они формируются внутри модели. Целью модели является выяснение влияния экзогенных переменных на эндогенные. Схема модели представлена на рис. 1.8.

Рис. 1.8. Экономическая модель с двумя типами переменных

Экономическая модель состоит из трех уровней.

1. Спрос на материалопоток зависит от тарифа на перевозку продукции и совокупного дохода потребителя Y. Поэтому уравнение спроса выразим так:

(1.1)

2. Предложение зависит от тарифа па перевозку и цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Эту зависимость выразим уравнением предложения:

(1.2)

3. Оптимальный объем материалопотока и оптимальная цепа будут обеспечены при равенстве спроса и предложения (рис. 1.9):

(1.3)

Рис. 1.9. График спроса и предложения:

D – спрос: S – предложение

Составим экономическую модель. Для этого введем исходные данные:

QD – спрос на матсриалопоток, усл. ед.;

Р – тариф на перевозку продукции, усл. ден. ед.;

Y – совокупный доход потребителя, усл. ден. ед.;

Р, – цена на горюче-смазочные материалы, усл. ден. ед.;

0s – предположение материалопотока, усл. ден. ед.

Оптимальный объем материалопотока определяется в точке А – точке пересечения кривых спроса и предложения. В этой точке устанавливается равновесная цена Р0 на перевозку продукции и оптимальный материалопоток Q0, который соответствует спросу по этой цене.

Однако могут происходить различные изменения материалопотока. Так, при увеличении совокупного дохода потребителей увеличивается спрос на материалопоток, т.е. изменение одной экзогенной переменной (совокупного дохода – Y) оказывает влияние на обе эндогенные переменные (тариф па перевозку и материалопоток) (рис. 1.10).

Увеличивается как материалопоток, так и тариф на перевозку продукции при росте совокупного дохода потребителей (см. рис. 1.10).

Аналогично, при повышении цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ) предложение 5 на перевозку продукции (материалопоток) уменьшается, а цена на перевозку продукции (материалопоток) увеличивается (рис. 1.11).

Рис. 1.10. График изменения материалопотока и тарифа на перевозку продукции

(при увеличении совокупного дохода потребителей)

Рис. 1.11. График изменения материалопотока и тарифа на перевозку продукции

(при повышении цены на горюче-смазочные материалы)

Таким образом, экономическая модель и график спроса и предложения наглядно демонстрируют, как изменения совокупного дохода или цены на ГСМ влияют на изменения материалопотока. Существуют и другие показатели, которые могут влиять на изменения материалопотока. Их называют ценовыми детерминантами.

К основным детерминантам рыночного спроса относят:

• вклады или предпочтения потребителей;

• число потребителей на рынке;

• денежные доходы потребителей и др.

К основным детерминантам предложения относят:

• цены на ресурсы;

• технологию производства;

• налоги и дотации;

• число продавцов на рынке и др.

В логистике важное значение имеет формирование мате- риалопотока в различных экономических системах – иерархии (административно-хозяйственной) и рынке.

Если рынок сигнализирует ценовым сигналом организациям, в каком направлении необходимо действовать, то иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти в лице руководителя организации или управляющего государственным органом. Она руководствуется не экономическими показателями и категориями, а волевыми решениями, определяя, что, как, сколько и для кого производить. При этой системе предусматриваются жестокое фондирование материальных ресурсов, лимит на транспортные средства и другие ограничения, которые свидетельствуют о деформации рыночных связей в результате формальных актов купли-продажи.

Другим недостатком иерархии является то, что каждый участник сферы обращения имеет свои показатели оценки деятельности. В табл. 1.7 приведены участники сферы обращения и показатели оценки их деятельности.

Таблица 1.7

Участники сферы обращения и основные показатели их деятельности

Участники сферы обращения

Показатели деятельности

Поставщик

Материальные ресурсы (штуки, тонны)

Потребитель

Материальные ресурсы (единицы, штуки, тонны)

Снабженческо-сбытовая организация (региональный склад)

Товарооборот (руб.)

Транспорт

Тонны; т • км

По этим показателям невозможно выявить единую систему – отсутствует единый показатель. Указанные показатели только имитируют благополучие и эффективность участников сферы обращения.

Например, в Москве в 1990-е гг. централизованные перевозки достигли 95%. На это выделялось около 320 ед. автотранспортных средств, а на 5% (продукцию вывозили сами потребители) – более 1600 ед. автомобилей (это при дефиците автотранспортных средств). Целое автотранспортное объединение простаивало 5–6 ч, а грузоподъемность использовалась на 2–5%. Такое положение было и в других регионах России.