Ликвидационная стоимость как представитель стоимостей рыночного типа
Если предполагается закрытие предприятия и реализация активов бизнеса, то определяют его ликвидационную стоимость. Западная практика показывает, что ликвидационная стоимость фирмы как единого целого меньше суммы выручки от продажи ее активов порознь. Однако это не всегда согласуется с практикой российской действительности.
Ликвидационная стоимость (liquidation value) относится к оценочным стоимостям рыночного типа, для которых возможно существование отдельного рынка, поскольку расчет ее связан с использованием рыночной информации, отражающей особенности того рынка, к которому относится объект оценки, будь то рынок долгов, обязательств, дебиторской задолженности или лома. Процедуры расчета стоимостей рыночного типа основываются па представлениях того или иного рынка о ценности объекта оценки и учитывают типичные мотивации его типичных субъектов.
Это стоимость в обмене – объективная, рассчитываемая (или назначенная) под влиянием факторов спроса и предложения, сформировавшихся на соответствующем том или ином открытом и конкурентном рынке в расчете на приобретение товара среднестатистическим, абстрактным (типичным) покупателем.
Хотя ликвидационная стоимость относится к стоимостям рыночного типа, но она представляет собой базу оценки, отличную от рыночной стоимости, поскольку при ее определении нарушаются два важных признака, присутствующих в определении рыночной стоимости как вида: 1) отсутствие условий вынужденности продажи объекта собственности; 2) адекватность маркетингового периода.
Ликвидационная стоимость определяется в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов, и представляет собой чистую денежную сумму, которую собственник объекта может получить при его вынужденной (принудительной) продаже.
Эти два выделенные курсивом слова в определении ликвидационной стоимости и задают то, чем определение ликвидационной стоимости отличается от определения рыночной стоимости, а именно нарушением в нем двух условий: 1) продажа является вынужденной; 2) срок экспозиции на открытом рынке короче типичного для данного сегмента рынка (объект продается за более короткое время и, следовательно, несколько дешевле).
К сожалению, во всех известных источниках, включая и ФСО № 2, ускользает из рассмотрения случай, когда в определении рыночной стоимости нарушается лишь первое условие из указанных, т.е. продажа является вынужденной, но срок экспозиции объекта сопоставим с типичным и не ограничен жестко. При этом могут быть получены значения стоимости, численно близкие к рыночным (как правило, более высоким значениям), но, тем не менее, стоимость должна идентифицироваться и в данном случае как ликвидационная вследствие доминирования условия (1).
В методической литературе часто различают упорядоченную и принудительную ликвидацию. Упорядоченная ликвидация (orderly liquidation value) проводится в течение времени, достаточного для получения максимальной цены. Упорядоченная ликвидация предполагает разработку календарного графика ликвидации активов. Принудительная (а правильнее говорить – форсированная, поскольку всякая ликвидация – вынужденная) ликвидация {forced liquidation value) означает, возможно, более срочную распродажу активов и, естественно, предполагает получение меньшей стоимости. При вынужденной (принудительной) ликвидации обычно имеется в наличии решение суда, арбитража, комиссии по банкротству. Происходит быстрая распродажа активов, экспозиционный срок сокращается, иногда очень значительно, и может составлять один-три месяца.
Существует принципиальное отличи с ликвидационной стоимости бизнеса от ликвидационной стоимости недвижимости или оборудования из состава его имущественного комплекса. В формуле расчета первой присутствуют обязательства компании, и, кроме того, спектр ликвидационных затрат значительно шире для предприятия. В состав суммарных затрат по ликвидации бизнеса входят:
• административные издержки по поддержанию работы предприятия вплоть до завершения его ликвидации;
• выходные пособия и выплаты;
• расходы на рекламу, юридические и бухгалтерские услуги, организацию распродажи, комиссионные, перевозку продаваемых активов и пр.
При определении ликвидационной стоимости недвижимости и других активов учитываются затраты на ликвидацию (расходы на рекламу, юридические и бухгалтерские услуги, организация распродажи, комиссионные агентам по распродаже и др.).
Вырученная от продажи активов денежная сумма, очищенная от сопутствующих затрат, затем дисконтируется на дату оценки по повышенной ставке дисконтирования, отражающей ликвидность данных активов и учитывающей связанный с процедурой ликвидации (как вынужденной продажи) риск.
Ликвидационная стоимость объекта недвижимости может быть рассчитана на базе уже определенной рыночной стоимости введением эмпирической или определенной иным способом скидки. Размер ее может колебаться от нуля до 100% в зависимости от уровня ликвидности данного вида имущества (актива) и степени сокращения срока его реализации.
Иногда на основе ликвидационной стоимости рассчитывается залоговая стоимость, которая используется при кредитовании (под залог недвижимости).