Кризис образования в 1920-е гг.
К 1917 г. Россия оставалась страной массовой неграмотности. На окраинах грамотность населения составляла только 23%. Лишь в столицах уровень грамотности был сравнительно выше – около 50%. По переписи 1920 г. рабочий класс, составлявший немногим более 10% населения, был на 64% неграмотен, крестьянство, составлявшие 77%, – на 29% соответственно. Вскоре после Гражданской войны (1920–1925) была объявлена кампания по ликвидации неграмотности. В 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности во главе с Н. К. Крупской.
Оптимистические обещания большевиков и реальность находились в вопиющем противоречии. Школьные здания пребывали в запустении. Учебники можно было достать только за большие деньги. Ученикам не хватало бумаги, чернил. Наблюдался массовый уход учителей из школ. Особых успехов в образовании из-за тяжелейших экономических условий достигнуто не было. Дети и школа оказались жертвами разрухи и голода. Только в Поволжье в 1921 г. голодало около 3 млн детей и подростков. Многие умирали. Доля просвещения в бюджете, доходившая в 1920 г. до 10%, в 1922 г. упала до 2–3%. На протяжении 1921–1925 гг. был снижен возраст учеников общеобразовательной школы с 17 до 15 лет, сократилась школьная сеть, многие учебные заведения лишились государственной поддержки и существовали за счет местного населения (договорные школы), была введена плата за обучение в школах 1 и 2-й ступеней.
В 1920-е гг. образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса. Началось восстановление сети учебных заведений. Постепенно растет число средних школ в сельской местности. В 1920/21 учебном году их насчитывалось свыше 2 тыс. Число учебных заведений в 1927/28 учебном году по сравнению с 1913 г. выросло на 10%, а количество учащихся – на 43%. Если в 1922/23 учебном году на территории РСФСР насчитывалось около 61,6 тыс. школ, то в 1928/29 учебном году – их количество достигло 85,3 тыс. За тот же период количество семилетних школ увеличилось в 5,3 раза, а учащихся в них – вдвое. К концу 1920-х гг. страна подошла к введению всеобщего начального обучения. В 1930 г. было введено как обязательное начальное (четырехклассное) обучение. В целом, однако, существенного повышения эффективности обучения в 1920-х гг. нс произошло. Школы работали неудовлетворительно. Знания учащихся были недостаточным.
Новые типы учебных заведений, программы и методы обучения в 1920-е гг.
В течение 1920-х гг. опытную проверку прошли несколько типов учебных заведений: девятилетняя общеобразовательная школа (4+5 или 5+4), девятилетняя школа с уклонами (профконцентрами), девятилетняя фабрично-заводская школа. При их организации стремились учитывать условия региона, особенности контингента учащихся и пр. Одновременно готовились новые учебные программы, вводились трудовое обучение, школьное самоуправление.
Действовала основанная в 1918 г. государственная система опытно-показательных учебных заведений (ОПУ). Их возглавляли наиболее квалифицированные педагоги: С. Т. Шацкий (Первая опытная станция), Μ. М. Пистрак (школа-коммуна), А. С. Толстов (Гагинская станция), Н. И. Попова (Вторая опытно-показательная станция), Π. Н. Лепешинский (Первая советская опытно-показательная школа-коммуна) и др. ОПУ были пионерами иной организации обучения. Они сохранили дух экспериментальных школ дореволюционной России, стали инициаторами различных нововведений: комплексных учебных программ, трудового обучения, западных методик обучения (Дальтон-план, Метод проектов и пр.). Зачастую нововведения носили весьма радикальный характер. Нередко фактически разрушалась классно-урочная система, на учащихся возлагалась работа по самообслуживанию. Учеба не рассматривалась в качестве главной цели. Акцепт ставился на создании особой коммунистической атмосферы путем дружбы между педагогами и детьми, школьного самоуправления.
В результате программно-методической работы появились комплексные программы и планы общеобразовательной школы (1921-й, 1922-й, 1923-й, 1925-й, 1927-й, 1929-й), составленные не по учебным предметам, а по темам и направлениям. Их авторы пытались увязать обучение с жизнью, противостоять формализму, поощрить познавательную деятельность учащихся активными методами (активно-трудовой, исследовательский, лабораторный, экскурсионный и пр.).