Корпоративные (интегрированные) информационные системы
В каждой организации имеются различные уровни управления, на которых циркулируют специфичные информационные потоки. Для обработки информации используются различные информационные технологии, которые реализуются с помощью соответствующих информационных систем, имеющих собственные названия.
Корпоративные (интегрированные) информационные системы (КИС) управления в каждой организации можно описывать по уровням (рис. 3.2), базовым функциям управления (табл. 3.1), процессам обработки информации (табл. 3.2).
Рис. 3.2. Стратификация ИТ по уровням управления в КИС
Таблица 3.1
Стратификация ИТ по базовым функциям
Функции управления |
Уровень управления |
|||||
TPS |
OAS |
MIS |
DSS |
KWS |
ESS |
|
План |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Учет |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Производство |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Маркетинг |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Кадры |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
Информационная инфраструктура |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
Стратегические информационные системы корпоративного типа (Enterprise Strategic System - ESS) предназначены для оказания помощи высшему руководству компании (Top Managers) в процессе поддержки принятия стратегических решений. Эти системы учитывают долгосрочные изменения, происходящие в окружающей среде и деловом окружении предприятия, интегрируют в себе знания и данные всех информационных систем предприятия и строятся, как правило, на базе систем искусственного интеллекта (экспертных систем). Их назначение - приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации с существующей организационной возможностью.
Таблица 3.2
Стратификация ИТ по операциям
Уровень |
Вход |
Обработка |
Выход |
Пользователи |
ESS |
Совокупные данные |
Анализ и принятие решений, моделирование |
Решения, стратегии, планы |
Высшее руководство |
KWS |
Технологические данные, база знаний |
Моделирование, анализ, прогнозирование |
Модели, результаты анализа, графики, таблицы, отчеты |
Аналитики, ИТ-профессионалы |
DSS |
Слабоформализованиые данные, аналитические модели |
Моделирование, выработка альтернатив |
Альтернативы и результаты их анализа |
Средний персонал управления |
MIS |
Итоговые оперативные данные, данные большого объема, простые модели |
Обычные отчеты, простые модели, простейший анализ |
Предложения, возражения, указания |
Управляющие, линейные менеджеры, операторы |
OAS |
Документы, расписания |
Контроль выполнения, распоряжения, связь |
Документы, графика, почта, сводки |
Служащие, персонал |
TPS |
Запросы, документы |
Сортировка, слияние, модификация |
Отчеты, доклады, списки |
Оперативный и технический персонал |
Для функционирования ESS необходимо:
o создание единого информационного пространства и эффективной развитой коммуникационной инфраструктуры;
o внедрение новых форм и методов управления на основе современных информационных технологий и концепции управления качеством;
o кардинальное сокращение времени, необходимого на прохождение информации, требующейся для принятия решения;
o введение единого стандарта работы с электронными документами, учитывающего существующую нормативную базу и обеспечивающего защищенность, управляемость и доступность документов;
o автоматизация и повышение эффективности работы сотрудников и подразделений путем внедрения специализированных приложений и средств поддержки групповой работы;
o создание инфраструктуры управления корпоративными отраслевыми знаниями.
Корпоративные системы типа ESS позволяют решить следующие задачи:
o гарантировать требуемое качество управления предприятием;
o повысить оперативность и эффективность взаимодействия между подразделениями;
o обеспечить управляемость качеством выпускаемой продукции;
o увеличить экономическую эффективность деятельности предприятия;
o создать систему статистического учета на предприятии;
o осуществлять прогноз развития предприятия;
o создать систему стратегического и оперативного планирования, систему прогнозирования.
Системы обработки данных предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений). Горизонт оперативного управления хозяйственными процессами составляет от одного до несколько дней и реализует регистрацию и обработку событий, например оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.
Информационные системы управления ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результирующих документов и четко определенный алгоритм решения задач, например свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.
Системы поддержки принятия решений используют в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи C1II1P имеют, как правило, нерегулярный характер.
Для задач СППР свойственны недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализуемость алгоритмов решения. В качестве инструментов обобщения чаще всего используются средства составления аналитических отчетов произвольной формы, методы статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического и имитационного моделирования. При этом применяются базы обобщенной информации, информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений.
Информационная система, которая включает в себя все три типа перечисленных информационных систем, называется стратегической информационной системой (СИС).
Локальная информационная система (ЛИС) автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях управления. Такая ЛИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.