Концепция ценностно-ориентированного управления (концепция VBM)
В деятельности компании необходимым условием эффективного функционирования является баланс интересов всех участников бизнеса (собственников, менеджеров, персонала, контрагентов, клиентов и др.). В соответствии с данным требованием современным подходом к оценке эффективности управленческих решений считается подход акционеров (stakeholder approach), иногда называемый также подходом заинтересованных сторон (constituency approach). Этот подход основан на утверждении о том, что для каждой организации существует много групп лиц, по-своему заинтересованных в результатах ее деятельности. В данном подходе к измерению и оценке эффективности управленческих решений основным показателем эффективности считается удовлетворенность этих заинтересованных групп.
В подходе акционеров различные стороны деятельности организации собираются воедино с помощью перемещения внимания с самой организации на тех, кто заинтересован в ее работе. Акционером (stakeholder) в данном случае выступает любая группа лиц, внутри организации или вне ее, заинтересованная в результатах работы организации. Кредиторы, поставщики, работники и владельцы компании в рамках этого подхода являются акционерами. У каждого акционера будет свой критерий для оценки эффективности организации, поскольку их отношение к этой организации и их интересы различны. Определяя, хорошо ли работает организация, нужно рассматривать ее с точки зрения каждой из групп акционеров.
Оценка эффективности менеджмента в подходе акционеров реализована в концепции VBM (value based management), гак называемой концепции ценностно-ориентированного управления, пропагандирующей комплексный подход к управлению организацией, нацеленной на рост ценности компании для собственников (акционеров). Основной принцип ценностно-ориентированного управления – качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях иерархии за счет концентрации усилий всех ЛПР на ключевых факторах стоимости.
Достоинство подхода акционеров к оценке эффективности менеджмента заключается в том, что он позволяет определять общую эффективность менеджмента, так как понятие эффективности здесь шире, чем в традиционных методах (целевой, ресурсный подход, подход внутренних процессов), и что при этом подходе рассматриваются факторы как окружающей, так и внутренней для организации среды. Кроме того, подход акционеров учитывает важный для общества фактор корпоративной социальной ответственности, который формально не измеряется ни в целевом, ни в ресурсном подходах, ни в подходе внутренних процессов.
С ростом понимания того, что эффективность – это сложная, многомерная концепция, не поддающаяся односторонней оценке, подход акционеров становится все более востребованным.
Критерии эффективности по концепции VBM
Критерии эффективности представляют собой совокупность признаков, на основе которых оцениваются уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества. Показатели эффективности отражают количественные характеристики развития управляемых процессов. Например, к критериям эффективности относятся прибыль, затраты, рентабельность, а показатели эффективности указывают на их количественные характеристики.
Традиционные подходы к измерению и оценке эффективности менеджмента, рассмотренные в параграфе 8.2, базируются на показателях бухгалтерской модели менеджмента. К ним относятся:
• брутто-выручка от реализации продукции;
• нетто-выручка от реализации продукции;
• полная себестоимость;
• рентабельность (ROA, ROI).
Подход акционеров, базирующийся на концепции VBM, использует следующие показатели [23]:
• SVA (share-holder's value added) – добавленная стоимость акционерного капитала;
• EVA (economic value added) – экономическая добавленная стоимость;
• CFROI (cash flow return on investment) – внутренняя норма доходности капитала;
• CVA (cash value added) – добавленный поток денежных средств;
• КPI (key performance indicators) – ключевые индикаторы оценки деятельности на основе сбалансированной системы показателей (balance scorecard – BSC);
• TSR (total shareholder return) – общая акционерная отдача за время владения пакетом акций;
• TBR (total business return) – показатель общей отдачи бизнеса за период.