Коммуникационный процесс, понятие, основные элементы, этапы, их характеристика
Коммуникационный процесс – это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Его цель – обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Если взаимное понимание не достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны играют в ней активную роль.
Коммуникационный процесс – это взаимодействие совокупности элементов. Существует четыре базовых элемента коммуникационного процесса.
1. Отправитель – лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее.
2. Сообщение – непосредственно информация.
3. Канал – средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты, электронная почта, компьютерные сети).
4. Получатель (адресат) – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы.
1. Зарождение идеи или отбор информации.
2. Выбор канала передачи информации.
3. Передача сообщения.
4. Интерпретация сообщения.
Например, генеральный директор торговой фирмы решил обсудить с менеджерами магазинов вопрос о состоянии и улучшении качества торгового обслуживания населения на совещании. В данном случае генеральный директор – отправитель, у которого зародилась идея; информация о состоянии и улучшении качества торговли – сообщения; совещание – это канал информации; получатели – менеджеры магазинов, которые интерпретируют сообщение и при помощи этого же совещания дают обратную связь генеральному директору.
При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса.
Формирование коммуникационных процессов, а также выбор средств и каналов коммуникаций осуществляются на предприятии после проектирования его организационной структуры в соответствии с выбранной сферой деятельности, принятой производственной программой и структурой менеджмента. Коммуникационные решения, содержащие регламент коммуникационных процедур, должны устанавливаться для каждого иерархического уровня менеджмента и доводиться до конкретного должностного лица.
Процесс коммуникаций (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Модель процесса коммуникаций
Цель – обеспечение взаимопонимания людей, участвующих в информационном обмене.
Формулирование идеи. С этого всегда начинается обмен информацией, а также с отбора информации для сообщения. Отправитель решает, какую именно идею он хочет сообщить своему адресату. Это очень важно в том случае, когда необходимо решить задачу быстро и добиться понимания всех сотрудников в технологии решения задачи.
Кодирование информации. Чтобы идея была понятна, отправитель должен с помощью специальных символов закодировать информацию с тем, чтобы придать ей определенную форму.
В качестве таких символов могут использоваться различные слова, рисунки, графики, интонации в голосе или жесты.
Выбор канала связи и передача сообщения. Отправитель выбирает соответствующий типу символов канал связи с тем, чтобы закодированное сообщение было доставлено получателю.
В некоторых случаях отправитель вынужден выбирать несколько каналов связи с тем, чтобы быть уверенным в доставке сообщения получателю.
Декодирование и восприятие информации – это процесс перевода символов сообщения в мысли получателя.
Если символы, используемые отправителем, имеют для получателя такое же значение, то он правильно поймет смысл сообщения и заложенную в нем идею.
Интерпретации сообщений. На этом этапе отправитель и получатель меняются местами: получатель становится отправителем, формируя свой ответ, в котором содержится его интерпретация полученного сообщения.
Передача (отправка) подтверждения. Сформулированный ответ передается получателю по выбранному каналу связи и тем самым замыкается процесс коммуникаций.