Коммуникативные способности юриста
Опираясь на речевые компетенции, они являются их продолжением.
Коммуникативность как взаимодействие между людьми выступает в форме межличностных отношений, включая взаимодействие, взаимопонимание, обмен информацией.
Профессия юрист – особая профессия в сфере человеческого общения, которая немыслима без особой формы общения. Последняя, выступая в виде особого вида юридической деятельности, влияет на эффективность труда и характеризует уровень профессиональной пригодности.
Коммуникативная компетенция – это способность и умение вести беседу, получать из общения максимум полезной информации, способность понимать и проникать во внутренний мир коммуниканта, умение убеждать его и менять точку зрения, умение изложить собственную позицию, способность владеть всеми приемами речевой коммуникации.
Коммуникативная компетентность юриста включает: 1) умение установить и поддержать психологический контакт с любым участником общения, преодолеть воздвигаемые психологическо-коммуникативные барьеры; 2) умение свободно владеть вербальным и невербальным языком и средствами коммуникативного воздействия; 3) умение понять невербальное поведение коммуниканта, его внутренний мир, дифференцировать его психологические особенности; 4) умение различить правдивые и ложные показания; 5) владение культурой межличностного общения и культурой речи; 6) способность гибко менять стиль общения в конфликтных ситуациях; 7) способность к критическому самоанализу и самооценке, наличие чувства юмора.
Качествами, мешающими общению, являются: замкнутость (аутизм), легкоранимое самолюбие и импульсивность, погруженность в свои проблемы, повышенная обидчивость и эмоциональная неустойчивость, конфликтность и агрессивность, слабое владение вербальным и невербальным языком.
Юридическое контактирование как вид профессиональной деятельности имеет процессуальный характер: допрос, вынесение приговора. Встреча с представителями СМИ, прием посетителей, консультирование, переговоры с клиентом (помимо обмена информацией) направлены на установление взаимопонимания и последующего взаимодействия.
Процесс общения может нести в себе и возможность конфликтов, например, если представленная юристом информация понята другой стороной неверно, то конфликта нс избежать. Такая оставленная без должного внимания (неисправленная) коммуникативная ошибка юриста может осложнить взаимоотношения с коллегой и в коллективе, сорвать дальнейшие контакты с клиентом и привести к потере потенциальных клиентов, серьезно ухудшить контакты с другими лицами. Риск коммуникабельности может возникнуть, как правило, в неформальной обстановке или при определенном речевом поведении юриста.
Эффективно организованная коммуникационная система снижает до минимума возможность межличностных конфликтов и одновременно способствует укреплению престижа и карьерному продвижению.
Основу эффективной коммуникации формируют отдельные личностные свойства, речевая система, включая риторическую грамотность, владение основными психологическими приемами, PR-технологиями и методами социального взаимодействия.
В табл. 5.1 представлены индивидуальные ответы конкретных специалистов с большим стажем по выбранной специальности, отражающие понимание и видение каждым опрошенным своих профессионально важных качеств. Данный субъективный подход не следует обобщать и переносить на нее юридическое сообщество. Выставленные баллы не всегда отражают реальность, у некоторых показатели явно занижены в силу интеллигентности, высокой культуры и чувства такта, у других – немного завышены в силу природной смелости и стремления максимально выгодно позиционировать себя.
Таблица 5.1
Оценка профессионально важных качеств юриста по 10-балльной системе
Десять профессионально важных качеств юриста |
Адвокат, стаж более 40 лет |
Дознаватель, оперативник, стаж 20 лет |
Следователь, стаж 10 лет |
Прокурор, стаж 23 года |
Корпоративный юрист |
Судья, стаж более 40 лет |
Юрист-педагог, стаж 30 лет |
1. Осознание, понимание выбранной профессии |
7 |
10 |
5 |
8 |
8 |
10 |
10 |
2. Развитое логическое мышление |
9 |
10 |
9 |
7 |
7 |
7 |
8 |
3. Развитая память |
7 |
7 |
7 |
6 |
5 |
5 |
8 |
4. Профессиональное внимание |
8 |
10 |
9 |
9 |
6 |
8 |
7 |
5. Интеллектуальные способности |
10 |
6 |
8 |
6 |
8 |
7 |
5 |
6. Наблюдательность |
5 |
10 |
9 |
8 |
7 |
9 |
5 |
7. Эмоциональная устойчивость |
6 |
9 |
5 |
8 |
5 |
7 |
5 |
8. Самостоятельность и независимость |
3 |
10 |
10 |
8 |
4 |
8 |
7 |
9. Устная и письменная речь |
5 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
9 |
10. Коммуникативные способности |
4 |
10 |
5 |
6 |
8 |
6 |
7 |
Интересную лепестковую диаграмму, отражающую ПВК и степень их значимости для представителей пяти юридических специальностей, представили студенты магистратуры первого года обучения МГЮУ имени О. Е. Кутафина (рис. 5.1). Данные для построения указанной диаграммы представлены в табл. 5.2.
Рис. 5.1. Оценочная характеристика ПВК юридических специальностей:
– следователь; – юрисконсульт; – судья; – прокурор; – адвокат
Таблица 5.2
Оценочная характеристика ПВК юридических специальностей
Профессионально важные качества |
Следователь |
Юрисконсульт |
Судья |
Прокурор |
Адвокат |
Восприятие |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Мнемические действия иди намять |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Имажинитивные действия |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Логические образы, простые и сложные |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
Интерперсональные действия |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
Действия контроля и самоконтроля |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Результат психомоторных действий или профессиональных движений |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
Эффективность ПВК достигает пика в том случае, когда личностные свойства юриста максимально приближаются к показателям ПВК. Профессиональное самосознание магистрантов включает осознание правил, норм, моделей юридической профессии как эталона, к которому следует стремиться. Однако отсутствие достаточного опыта профессиональной деятельности не позволяет студентам адекватно оценить важность тех или иных качеств в работе разных специалистов-юристов. Так, единственная юридическая специальность – юрисконсульт, для которой студенты указали высокую значимость такого профессионального качества, как восприятие, но не посчитали важным для него наличие памяти, самоконтроля, психомоторики и других обсуждаемых качеств. Это показывает, что в представленном студентами мнении явно присутствует недооценка значимости для юрисконсульта остальных взятых для обсуждения важных качеств юриста. Возможно, что этот вид юридической практики менее понятен и известен студентам, или они считают его относительно простым. Последнее предположение получило подтверждение в ходе обсуждения готовности, т.е. сформированности ПВК студентов магистратуры к профессиональной деятельности в качестве юрисконсульта (табл. 5.3).
Таблица 5.3
Профессионально важные качества корпоративного юриста
ПВК |
Уровень собственных способностей |
Уровень способностей профессионала |
1. Зрительные |
3 |
3 |
2. Слуховые |
2 |
2 |
3. Память |
2 |
3 |
4. Внимание |
2 |
3 |
5. Воображение |
2 |
2 |
6. Технический интеллект |
1 |
1 |
7. Словесный интеллект |
2 |
3 |
8. Организационные способности |
2 |
1 |
9. Устная речь |
2 |
3 |
10. Общительность |
3 |
2 |
11. Самоконтроль |
2 |
3 |
12. Психомоторика |
2 |
2 |
Примечание: 3 балла – высокоразвитые способности; 2 балла – среднеразвитые способности; 1 балл – способности ниже среднего уровня; 0 баллов – слабые.
Представленные данные показывают, что студенты отмечают у себя практически 50% ПВК на уровне профессионала, а развитие организационных способностей и общительности даже выше.
С целью построения личной траектории профессионального развития, в частности формирования ПВК, студентам предлагается построить психограмму личностных качеств и сравнить ее с психограммой профессионала-юриста. Ниже приводится разработанная студентами магистратуры сравнительная психограмма (рис. 5.2), показывающая их личностные качества (сформулированные в процессе коллективного обсуждения) па данный момент и качества, которыми, по их мнению, должен обладать профессиональный хорист. Поставленная задача – выстроить траекторию развития и достичь профессиональных высот.
Рис. 5.2. Психограмма личностных качеств профессионального юриста и студентов магистратуры:
– психограмма профессионала; – собственные способности
Обучающиеся прекрасно осознают необходимость развития личностных качеств как важнейшего условия достижения профессионализма в юридической практике.