Количественные показатели
• численность продавцов, действующих на данном рынке;
• доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке (в зависимости от целей анализа – с учетом или без учета потенциальных конкурентов);
• показатели рыночной концентрации.
Если анализ состояния конкурентной среды на рынке проводится в связи с возбуждением дела по факту нарушения антимонопольного законодательства, вероятнее всего необходим расчет доли по фактически сложившейся структуре рынка (без учета потенциальных конкурентов). Если же анализ выполняется для оценки долгосрочных и перспективных проектов (слияние хозяйствующих субъектов, создание финансово-промышленных групп, приобретение пакетов акций, имущества и др.), целесообразно учитывать возможные объемы реализации на рынке потенциальными конкурентами (продавцами) при условии, что вход на рынок новых хозяйствующих субъектов может осуществляться в кратчайшие сроки (определяемые в зависимости от конкретного рынка, в пределах 1–2 лет) без существенных дополнительных затрат. Затем продавцы ранжируются по их долям на рынке, анализируется существенность разброса долей участия продавцов на рынке и делается вывод о равнозначности (равномерности) присутствия продавцов на нем.
Желательно, чтобы выводы, основанные на анализе статистических данных, характеризующих ситуацию за конкретный период времени, были подкреплены анализом динамики присутствия на рынке тех или иных продавцов за 3–5 последних лет.
Показатели рыночной концентрации
А. Коэффициент рыночной концентрации (CR). Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке. Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (C.R-10), 25 (CR-25) крупнейших продавцов.
Если мы имеем ряд продавцов, ранжированный по их доли продаж на рынке то
Б. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHJ). Рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами:
Расчет индекса рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана
Перечень продавцов товара на рынке |
Объем реализации (поставки) товара каждым продавцом (Vi) |
Доля хозяйствующего субъекта – продавца на рассматриваемом товарном рынке D, = Vi/Vv |
Квадраты долей Di2) |
1. ... … N. … |
Коэффициент Герфиндаля – Гиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями.
По значениям коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля – Гиршмана выделяются три типа рынка:
• I тип – высококонцентрированные рынки-. при 70% < CR < 100%; 2000 < HHJ < 10 000;
• II тип – умеренно концентрированные рынки: при 45% < CR < 70%; 1000 < HHJ < 2000;
• III тип – низкоконцентрированные рынки: при CR < 45%; HHJ < 1000.
Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Чем больше продавцов с равномасштабной поставкой продукции действует на рынке, тем меньше значение соответствующих показателей.
В зарубежной антимонопольной практике коэффициенты концентрации (и особенно Герфиндаля – Гиршмана) применяются лишь как отправная точка в исследовании конкретного прецедента и никогда не используются как аргумент для судебного разбирательства.
Качественные показатели
Качественные показатели структуры рынка характеризуют:
• наличие или отсутствие (сила) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;
• открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
Потенциальными конкурентами, которые могут быть соперниками в проникновении па рынок, являются:
а) хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;
б) хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка;
в) новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный товарный рынок.
Анализ возможностей преодоления барьеров требует экспертной оценки силы барьера и тенденций усиления (ослабления) барьера применительно к каждому показателю (фактору), характеризующему силу барьера.
Целесообразно указанную оценку измерять в баллах в диапазоне от -5 (непреодолимый барьер) до +5 (отсутствие барьера) с указанием дальнейшей тенденции изменения силы барьера (тенденция к усилению барьера, тенденция к ослаблению барьера, отсутствие явной тенденции). Шкала (ключ) экспертных оценок представлена на рис. 10.10.
Рис. 10.10. Шкала (ключ) экспертных оценок силы и тенденций усиления (ослабления) барьера входа на рынок
Для анализа возможностей преодоления барьеров входа на рынок необходимо осуществить экспертную оценку влияния на силу барьера каждого показателя (фактора) из совокупности показателей, определяющих силу барьера (табл. 10.3).