Виды и порядок разрешения коллективных трудовых споров
Правовое регулирование коллективных трудовых споров в нашей стране стало осуществляться с конца 1980-х гг., и к моменту распада Советского Союза представляло собой совокупность нормативных правовых актов, основным из которых был Закон СССР от 20 мая 1991 г. № 2179-1 "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)". Преемником этого союзного Закона стал Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", действовавший вплоть до принятия ТК РФ в 2002 г. Формированию норм российского трудового права в рассматриваемой области способствовала Конвенция МОТ 1981 г. "О содействии коллективным переговорам" (Женева, 19 июня 1981 г.).
Такое внимание законодателя к данному институту трудового права вполне оправданно, ибо коллективные трудовые споры, приводящие, например, к забастовкам, могут быть опасны по своим последствиям, они влияют не только на отношения между конкретными работниками и работодателем, но и на отношения в различных отраслях экономики, а иногда даже и на социальные отношения в обществе в целом.
Нормативное определение понятия коллективного трудового спора содержится в ст. 398 ТК РФ, в соответствии с которой коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.
Из этого определения вытекают два признака коллективного трудового спора:
– особый предмет разногласий (установление и изменение условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, др.);
– их коллективный характер.
Коллективный характер проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, объединенные в определенные коллективы, связанные организационным единством (члены профсоюза, работники организации, ее филиала или представительства, иного обособленного структурного подразделения) и объединенные общими профессиональными (социально-трудовыми) интересами. Работодатели как сторона коллективного трудового спора также может быть представлена своеобразным коллективом – работодателями данной отрасли, данного региона, либо даже конкретным юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме объединения работодателей.
Предметом разногласий в коллективном трудовом споре, как правило, являются такие вопросы, которые касаются не конкретных правоотношений в рамках "работодатель – работник", а только общезначимые, т.е. имеющие значение для всей организации, отрасли, региона и т.п. Формально к ним отнесены споры по поводу:
– установления и изменения условий труда;
– заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений;
– отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Вместе с тем предметом коллективного спора могут быть и другие вопросы коллективного характера. При этом необходимо учитывать, что условия труда устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами, применительно же к коллективным трудовым спорам имеют значение лишь те условия труда, которые установлены или могут быть установлены работодателем.
Следовательно, для того чтобы неурегулированные разногласия между работниками и работодателями были квалифицированы как коллективный трудовой спор, необходимо наличие обоих указанных признаков. Если спор характеризуется лишь одним из них, он не может быть признан коллективным. Таким образом, коллективный трудовой спор возникает между коллективными участниками и направлен на защиту тех прав работников, которые связаны с их участием в правовом регулировании трудовых отношений и реализации норм, установленных в порядке коллективно-договорного регулирования.