Классификация планов предприятия

В зависимости от признаков классификации можно выделить следующие виды планирования.

1. В зависимости от срока и степени детализации плановых расчетов существует перспективное, текущее и оперативное планирование

Перспективное планирование определяет ключевые направления развития предприятия на долгосрочную перспективу, которые отражают:

— генеральную цель на момент составления плана;

— результаты прогноза изменений в развитии внешней среды;

— торговую стратегию на рынках, где может быть реализована продукция.

Перспективные планы отражают укрупненную оценку целей и возможностей их достижения (инвестиционные проекты но освоению новой продукции, технологий, строительству объектов).

Текущее планирование — это разработка планов на один год с разбивкой по кварталам. Наиболее значимую роль в плановой работе предприятий играет текущее планирование, так как большинство из них ориентируется в своей деятельности на достижение быстрых и конкретных результатов.

Основная задача оперативного планирования состоит в конкретизации показателей текущего плана с целью организации повседневной ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

Перспективное, текущее и оперативно-календарное планирование представляет собой единую систему планирования, посредством чего осуществляется организация работы и управление предприятием. По причине отсутствия достаточно полной и объективной информации при широком интервале планирования высока степень неопределенности параметров плана. Поэтому резко сужается число плановых показателей, уменьшается степень точности расчетов при долгосрочном планировании. Сроки получения конечного результата в рамках перспективного плана почти всегда подвижны. В ходе реализации перспективного плана уточняются сроки получения конечного результата и сумма расходов. Та часть инвестиционных проектов, которая находится на стадии исполнения, периодически ежегодно или поквартально корректируется и поэтапно включается в общие текущие и оперативно-календарные планы. Реализация перспективного плана происходит посредством включения его частей в текущие планы предприятия. Точное адресное распределение заданий по срокам их исполнения, объемам работ и конечным результатам доводится до исполнителей в текущих, а затем в оперативно-календарных планах.

Внутренние подразделения предприятия получают плановые задания на изготовление отдельных частей готовой продукции или задания на выполнение отдельных технологических операций. Поэтому интервалы планов для внутренних подразделений значительно короче интервала плана работы предприятия в целом. Цехи, участки, бригады работают в основном но текущим и оперативно-календарным планам, а предприятие — по перспективным и текущим.

2. По содержанию плановых решений и поставленных целей и задач планы подразделяют на стратегические, тактические, бизнес-планы, планы-бюджеты.

Стратегическое планирование нацелено на поиск новых возможностей для предприятия исходя из глобальных целей и поставленных задач развития. Стратегическое планирование можно представить как специфический метод перспективного планирования от будущего к настоящему и предназначенного для контроля производителя над рынком.

Тактическое планирование должно обеспечить осуществление целей стратегического планирования, предполагает конкретизацию стратегии развития предприятия, методы и формы ее реализации. Его задача заключается в создании предпосылок для реализации возможностей увеличения объемов производства, снижения затрат, повышения качества продукции, уменьшения потребности в инвестициях и т.д.

Бизнес-планирование предназначено для обоснования целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Разработка бизнес-плана предшествует разработке проектов по развитию производства. Этот вид планирования дополняет производственное планирование и существенно отличается от других видов производственного планирования.

Планы-бюджеты охватывают стоимостную деятельность предприятия и позволяют сопоставлять понесенные затраты и полученные результаты. Бюджеты предназначены сообщать необходимую информацию для оценки финансовой состоятельности бизнеса и его инвестиционной привлекательности. Сюда относятся составление плановых финансовых смет, расчеты объема привлечения внешних финансовых ресурсов (кредитов и инвестиций), которые воссоздают целостную картину финансовой ситуации на предприятии.

3. По функциям назначения (предмету планирования) выделяют:

— производственные планы (изготовление продукции);

— коммерческие планы (сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение);

— планы технического развития производства и инвестиционные планы;

— планы по труду и заработной плате, социальной поддержке персонала;

— финансовые планы.

4. По уровням управления предприятия планы группируются на общефирменные, цеховые, производственных участков и бригад, планы работ функциональных подразделений.

5. По видам изделий и работ (по стадиям освоения работ) различают планы:

— по выпуску продукции, освоенной производством;

— продукции, находящейся в процессе освоения;

— продукции, проектируемой к освоению в будущем (составляются бизнес-планы).

6. По видам документов. Наряду с планами предприятия разрабатывают прогнозы, концепции, программы, проекты, задания.

Прогноз — это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития предприятия.

Концепция — это система научно обоснованных представлений о стратегических целях и приоритетах развития предприятия.

Программа — это система целевых ориентиров, путей и средств достижения стратегических целей, приоритетных направлений развития предприятия, его подразделений.

Проект — комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенный для достижения поставленных целей в условиях ограниченности ресурсов и времени.