Классификация инноваций
Существует множество классификаций инноваций и инновационных процессов. Исходя из определения инноваций и анализа современной инновационной деятельности компаний целесообразным представляется выделение следующей методологии классификации инноваций:
1) по степени рыночной новизны;
2) причинам проведения;
3) объекту инноваций.
Классификация инноваций по степени рыночной новизны предполагает деление всех нововведений на первичные и вторичные.
Первичные инновации предполагают вывод на рынок продукта или услуги, применение технологии производства, использование маркетинговых мер, создание управленческой структуры и т.д., не имеющих аналогов на рынке.
Первичные инновации в свою очередь включают в себя инновации первой и второй волны.
Под инновациями первой волны следует понимать нововведения, основанные на первичном использовании новой идеи, часто явившейся следствием очередного витка научно-технического прогресса.
Примерами таких нововведений служат автомобиль, телефон, телевизор, рентген и т.д. Очевидно, что любой продукт когда-то был инновацией первой волны. Такие инновации, особенно если речь идет о традиционных отраслях, встречаются редко – в силу ограниченности ресурсов и технологических возможностей становится все сложнее изобретать принципиально новую продукцию. Поэтому большинство новинок относятся к инновациям второй волны.
В случае с инновациями второй волны компании берут инновацию первой волны, т.е. принципиально новый продукт, и качественно ее усовершенствуют, модернизирует, добавляя принципиально новые функции. Примером может служить трансформация обычного телефона сначала в сотовый, затем в коммуникатор и т.д.
Под инновациями второй волны подразумевается внесение серьезных технических изменений в формулу продукта, при сохранении базового потребительского свойства.
Примеры
Успешных примеров инноваций второй волны, особенно в высокотехнологичных отраслях, достаточно много. Считается, что первым интернет-планшетом стало выпущенное в 2000 г. компанией 3Com устройство 3Com Audrey, которое было заточено под интернет-серфинг и проверку электронной почты. Данный продукт можно считать первичной инновацией второй волны, поскольку по своей сути он является уже известным в то время портативным компьютером, хотя и получившим непривычную форму, впоследствии породившую новую категорию мобильных устройств.
Колоссальными темпами развивается отрасль робототехники. Последняя интересная новинка, которую выпустила Intelligent Robotics Laboratory, – андроид, который внешне выглядит как японская девушка. Робот имеет огромное количество датчиков и микродвигателей, которые позволяют двигаться и реагировать на происходящее почти так же, как это делает человек. По своей сути андроид представляет собой передвижную мультимедийную станцию, выполняющую по желанию пользователя дополнительные функции (например, тесты для больных диабетом и разработку рекомендаций по диете). Данный продукт является первичной инновацией второй волны, так как у него было достаточно много прототипов. Например, инновация компании Sony – робот- собака А1ВО, которая была создана в венчурном подразделении и коммерциализирована в 1999 г.
Другим интересным продуктом является разработанный компанией LG мобильный телефон, который контролирует состояние алкогольного опьянения своего владельца. Телефон блокирует основные звонки и не позволяет отправлять SMS, если владелец находится в нетрезвом состоянии. Владелец имеет возможность определить степень опьянения, и если ОГЛАВЛЕНИЕ алкоголя превышает 0,8 промилле, то телефон предупреждает об опасности управления автомобилем в нетрезвом виде и демонстрирует видеоролик о том, как машина съезжает с дороги и врезается в дорожное ограждение. Кроме того, мобильный телефон можно запрограммировать таким образом, чтобы блокировались определенные номера из телефонной книги, если обладатель трубки недостаточно трезв. Данная новинка компании LG стала хитом продаж в Южной Корее, и за полгода было реализовано более 200 тыс. мобильных телефонов.
Следует отметить, что проведение первичных инноваций требует значительного научно-технического потенциала, новаторской активности и мощной финансовой базы. Кроме того, необходимо учитывать высокий риск таких проектов. По приблизительным оценкам, процент провала нововведений в области производства товаров широкого потребления составляет 40%, сфере промышленного производства – 20, услуг – 18%. Из каждых 10 новаторских фирм в течение двух лет выживала только одна. При этом более 60% первичных официально запатентованных инноваций имитируются в течение всего четырех лет. Однако не только (и не столько) молодые фирмы, но и гиганты международного бизнеса, несмотря на ошибки и провалы, продолжают идти по пути внедрения первичных инноваций. Причиной тому является мощнейшее конкурентное преимущество – новизна. В этой ситуации потенциальные конкуренты вынуждены либо отказываться от проникновения на новый сегмент рынка, либо затрачивать значительные средства для имитации нововведения и придания ему дополнительных конкурентных преимуществ.
Вторичные инновации предполагают копирование уже существующих на рынке продуктов, услуг, технологий и т.д., представляющих новизну только для самой компании.
Таким образом, расширение ассортимента, диверсификация деятельности, использование новых (но уже применяемых конкурентами) технологий, реорганизация и прочие нововведения, не являющиеся новыми для рынка, для самой фирмы представляются серьезными нововведениями. При данном подходе фирмы экономят значительные средства на фундаментальных и прикладных научных исследованиях, учатся на маркетинговых ошибках новаторов и имеют возможность сконцентрироваться на качестве товаров, расширении ассортиментного ряда и наиболее эффективных методах продвижения в ходе рыночной фазы жизненного цикла товара. С некоторыми оговорками к этой категории инноваций можно отнести все интернет-планшеты, появившиеся после 3Com Audrey, в том числе Nokia Internet Tablet (2005), Apple iPad (2010) и Samsung Galaxy Tab (2010).
По причинам проведения инновации можно поделить на две группы: стратегические и адаптационные.
Стратегические (или опережающие) инновации предполагают, что компания имеет возможность предвидения изменений во внешней среде и заранее готовит свой ответ па эти изменения в виде нового продукта, услуги, технологии и т.д.
Наиболее продвинутые с точки зрения маркетинга компании часто сами инициируют эти изменения, тем самым манипулируя рынком.
Адаптационные инновации являются результатом реакции фирмы на уже произошедшее изменение во внешней среде за счет нововведений в определенных внутрифирменных областях.
В маркетинге под внешней средой подразумеваются факторы макро- и микросреды. Подвижность макросреды маркетинга предполагает изменения таких глобальных (макроэкономических) факторов, как экономическая ситуация, политическая среда, демографическая ситуация, социальная и культурная среда, экология и научно-техническая сфера. Изменения во всех элементах макросреды могут серьезным образом оказать влияние на деятельность компании, каким бы видом деятельности она ни занималась, но отдельно взятая коммерческая структура вряд ли может повлиять на данные изменения.
Подвижность микросреды предполагает изменение в поведении тех рыночных субъектов, с которыми может быть установлена обратная связь. К микросубъектам маркетинга относятся потребители, конкуренты, контрагенты (т.е. посредники, поставщики, банковские структуры – все субъекты, которые обеспечивают деятельность фирмы на рынке). Также к субъектам микросреды относятся контактные аудитории – общественные организации, СМИ, некоммерческие структуры, которые так или иначе участвуют в формировании общественного мнения относительно компании. Все контактные аудитории можно поделить на благоприятные, неблагоприятные и искомые. В задачу маркетолога входит определение и налаживание контакта с данными группами для создания благоприятного общественного имиджа фирмы.
Важной тенденцией развития современного рынка становится все большая ориентация малых и средних фирм на стратегические инновации. Предвидение будущих изменений и разработка уникальной продукции перестают быть привилегией крупных компаний, обладающих значительными финансовыми и людскими ресурсами. Об этом свидетельствует усиление роста венчурного предпринимательства, создание ассоциаций малых инновативных фирм, появление бизнес-инкубаторов. Однако продолжает оставаться проблемой ограниченность в способности малых фирм- новаторов эффективно самостоятельно коммерциализировать новые идеи.
Таким образом, адаптация компаний к изменениям во внешней среде неизбежна. В долгосрочной перспективе стратегические инновации есть не что иное, как адаптация с целью выживания.
Третья классификация инноваций предполагает разделение нововведений по объекту (предмету), на который они направлены. По объекту инновации целесообразно разделить па четыре типа:
• продуктовые;
• маркетинговые;
• управленческие;
• технологические.
Создание нового продукта или услуги называют продуктовыми инновациями.
Использование новых маркетинговых стратегий и инструментов предполагает маркетинговые инновации.
Управленческие инновации связаны с управлением персоналом, организационным построением, созданием корпоративной культуры компании, ориентированными на инновации.
Технологические же инновации подразумевают изменение технологических процессов и технологий, заложенных в производстве того или иного продукта.
Как правило, последний тип инноваций не виден рынку, однако очень важен для самой компании, поскольку часто позволяет серьезно снизить общие издержки производства, повысить производительность, снизить себестоимость и защититься от конкурентов. Очень часто приобретение нового оборудования серьезным образом меняет всю стратегию деятельности компании.
Под новым товаром с рыночной точки зрения можно понимать несколько разновидностей товарных нововведений:
• совершенно новый товар;
• модернизированный товар;
• модифицированный товар;
• товар новой сферы применения;
• товар рыночной новизны.
В данном подходе определения расположены в порядке сокращения степени новизны продукта. Любой товар, существующий на рынке, когда-то был совершенно новый, что означало отсутствие каких-либо его аналогов. В настоящее время такого рода товары чаще появляются в новейших наукоемких отраслях (телекоммуникации, биотехнологии, военно-промышленный комплекс), в фармацевтической промышленности и сфере услуг. Необходимость проведения значительных фундаментальный и прикладных исследований для внедрения таких инноваций предопределяет возможность их осуществления лишь крупными фирмами, имеющими тесные связи с научно-исследовательскими институтами и инвестирующими в венчурные структуры. Более распространенным видом товарных инноваций является производство модернизированных и модифицированных товаров в рамках расширения ассортимента фирмы.
Модернизированный товар предполагает внесение в уже существующий товар глобальных, качественных технических изменений (пример – iPhone, совершивший революцию на рынке смартфонов благодаря целому ряду инновационных технических и дизайнерских решений). В то же время модификация товара представляет лишь незначительное усовершенствование, часто направленное на удовлетворение более узкосегментированного рынка. Как правило, это чисто внешнее изменение товаров при полном сохранении прежней функциональной насыщенности: новый цвет, дизайн, упаковка, запах и т.д. Проведение такого рода инноваций представляет собой расширение ассортиментной линии продукции, что на современном рынке является действенным конкурентным преимуществом. В качестве примера можно привести iPhone 5С – смартфон в цветном корпусе из поликарбоната, являющийся модификацией iPhone 5 с более строгим на вид алюминиевым корпусом.
Таким образом, к продуктовым инновациям относится разработка и внедрение трех типов нового продукта: совершенно нового, модернизированного и модифицированного. Оставшиеся два типа, а именно товары новой сферы применения и рыночной новизны, относятся скорее к следующему типу инноваций – маркетинговым нововведениям, которые достаточно часто требуют меньше средств и времени, чем продуктовые, при этом их рыночная эффективность может быть очень высокой.
К маркетинговым инновациям, во-первых, относится использование новых подходов, новых методов в рамках маркетинговых исследований. Относительно новыми формами являются, например, создание искусственных рынков (SIM – simulated markets) с помощью метода фокус-групп, виртуальная система изучения покупательского спроса и тестирования новых продуктов. Использование новых методов маркетинговых исследований позволяет экономить временные и финансовые ресурсы, повышать репрезентативность выборки и релевантность результатов исследований.
Вторым направлением маркетинговых инноваций являются новые стратегии сегментации рынка. Современная тенденция индивидуализации потребителя, определяющая необходимость выбора стратегий концентрированного или дифференцированного маркетинга, вынуждает компании искать новые подходы к микросегментации рынка и усложнению психографического портрета целевого потребителя.
Изменения в ассортиментной политике, новые принципы формирования номенклатуры компании, нахождение баланса между основными хозяйственными подразделениями, – все эти мероприятия являются для современных компаний важнейшими направлениями инновационной деятельности. Для малых и средних фирм проблема ассортиментной политики является принципиально важной. Существование так называемых one product company, т.е. фирм, концентрирующихся на одном продукте или услуге, связано с высоким уровнем риска. Поэтому наиболее актуальными для малого бизнеса становятся задачи диверсификации деятельности и создания сбалансированного продуктового портфеля.
Маркетинговые инновации могут быть связаны с конструированием различных модификаций кривой жизненного цикла уже существующего товара. Данные инновации подробно рассматриваются в гл. 8.
Повое позиционирование продукта и корпоративный ребрендинг позволяют создавать имидж инновативности, использовать фактор псевдоновизны для получения долгосрочных конкурентных преимуществ.
Под маркетинговыми инновациями также понимается изменение ценовой стратегии, использование новых методов установления исходных цен, использование новой системы скидок как для фирмы, так и для отрасли в целом.
Это интересно
По результатам некоторых исследований, в России более 80% компаний до сих пор используют в качестве основного и единственного затратный метод ценообразования, который строится на калькуляции затрат на единицу продукции (прямые переменные издержки) и определении проходной нормы маржи. В практике западных компаний лишь этим методом практически не пользуется ни одна компания. Как правило, затратный метод присутствует при ценообразовании, но в сочетании с другими методами, такими как методы конкурентного паритета, установления цены исходя из ожидаемой ценности товара и других способов. По оценкам экспертов, переход с затратного метода на более маркетингово ориентированный метод может существенно повысить эффективность деятельности и конкурентоспособность компании на рынке.
Новая сбытовая политика, построение новых каналов сбыта, выход на новые рынки также являются серьезной маркетинговой инновацией. Например, переход с одного типа распределения на другой требует от компании множества усилий. Если компания традиционно использует систему интенсивного распределения, которая предполагает присутствие во всех розничных точках, во всех сбытовых каналах, а коэффициент пенетрации приближается к 100%, то смена типа распределения подразумевает пересмотр всей маркетинговой программы. В этом случае переход на эксклюзивное распределение, при котором происходит фокусирование на одном виде сбытового канала, является очень серьезной инновацией.
И, наконец, к маркетинговым инновациям относят использование новых форм и средств коммуникационной политики, переход компании на использование стратегии интегрированных маркетинговых коммуникаций, внедрение нетрадиционных для фирмы, а возможно и для рынка, методов стимулирования сбыта, форм личных продаж, программ лояльности покупателей и т.д.
Управленческие инновации стали активно внедряться компаниями с середины 1980-х гг. и явились следствием перехода к так называемому новому управленческому порядку. Основой данного подхода является использование принципа максимально эффективного управления компанией.
В настоящее время считается, что самая высшая позиция в бизнесе (доля рынка, прибыльность, темны роста) достигается не только и не столько фирмами, сделавшими прорыв в прикладных исследованиях или обладающими уникальными конкурентными преимуществами, сколько компаниями с высоким уровнем профессионализма и ноу-хау в области менеджмента. Управленческие инновации предполагают, прежде всего, реструктуризацию компаний, т.е. изменение всей организационной структуры или отдельных ее элементов в целях оптимизации хозяйственной деятельности. Сюда же следует отнести внедрение нововведений в формы, принципы и методы оплаты труда для максимизации отдачи рабочих и служащих. Немаловажное значение уделяется внедрению новых концепций развития корпоративной культуры и идеологии и приведение их в соответствие с построением и целями организации.
Анализ управленческих инноваций, проводимых компаниями с начала 1990-х гг., показал эффективность внедрения упрощенных организационных структур путем общего сокращения звеньев управления и перехода от вертикальных к горизонтальным структурам. При этом прослеживается сбалансирование принципов централизации и децентрализации, в основе которых лежит четкое разграничение управленческих функций.
Существенный эффект дает переход к матричным структурам управления с большим количеством целевых подразделений и отсутствием дублирования функций при наличии двойного подчинения. Этот принцип успешно реализуется через развитие плюральных организационных структур, когда наравне с первичной (основной) структурой появляются временные вторичные структурные единицы в виде проектных групп, комитетов, кружков качества, рабочих групп и т.д.
Высокую прибыльность дает использование бригад (или системы команд) для выполнения новых хозяйственных задач и делегирования им управленческих полномочий. При этом осуществляется переход от системы всеобщего контроля качества (TQC) к тотальному управлению качеством (ТОМ) и формированию идеологии приоритетности качества. Пересматривается система материально-технического снабжения. Наиболее прогрессивным здесь является ликвидация любых видов запасов, переход к поставкам точно в срок и установление прямых хозяйственных долгосрочных связей с поставщиками и дистрибьюторами. Конкуренция за потребителя стимулирует выпуск новой продукции. Для этого во многих компаниях поощряется венчурное (или рисковое) предпринимательство в рамках компании и, в случае достижения успешных результатов, организуются отдельные структурные единицы.
Выше перечислены лишь немногие управленческие инновации, которые легли в основу формирования концепции нового управленческого порядка. Как правило, все они ставят своей целью достижение гибкости компании для быстрой переориентации в постоянно меняющихся внешних условиях функционирования компании. Необходимо отметить, что управленческие инновации редко проводятся изолированно, так как изменения в одной сфере менеджмента непременно влекут за собой необходимость адаптации остальных областей внутрифирменного управления.
Наконец, технологические инновации предполагают применение новых технических и технологических методов повышения эффективности непосредственно производственного процесса и, как правило, заключаются в автоматизации производства, использовании ячеечной системы работ, компьютеризации и роботизации производственных линий и оптимизации материально-производственной базы. Таким образом, объектом технологических инноваций являются различные элементы производственного механизма на каждом этапе производственного цикла.