Виды понятий
Для получения более глубокого представления о понятиях их подразделяют на виды с учетом главных характеристик понятийной формы — объема и содержания (рис. 2.2).
По объему понятия бывают единичными, общими и нулевыми (пустыми).
Единичные понятия — такие, в которых мыслится только один предмет. Например: станция Московского метрополитена "Выхино", Государственный университет управления (Россия), автор романа "Они сражались за Родину", Мамаев курган, первый космонавт, самое глубокое озеро в мире.
Общие понятия — такие, в которых мыслится множество однородных предметов, обладающих одинаковыми признаками. Они, в свою очередь, подразделяются на:
а) регистрирующие, т.е. конечные по объему (элементы объема поддаются учету), например: станция Московского метрополитена, университет, роман М. А. Шолохова, субъект Российской Федерации;
б) нерегистрирующие, т.е. бесконечные но объему (элементы объема не поддаются учету), например: звезда, молекула, дерево, рыба, стол, стул, студент, руководитель.
Рис. 2.2. Классификация понятий
Нулевые понятия — такие, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно (вечный двигатель, баба Яга, дед Мороз).
Нулевые понятия иногда именуют "пустыми", но это не означает их бесполезность как логической формы мышления. В науке нулевые понятия нередко вводятся при построении теорий. Они выполняют роль своеобразных вех, отправных точек, на основе которых выстраивается очищенная от частностей, отвлекающих помех, идеализированная система знаний: "абсолютный нуль", "материальная точка", "идеальный газ", "абсолютно твердое тело" и др. Нулевые понятия иногда необходимы для выполнения математических операций ("мнимое число") и в других случаях.
Не являются пустыми понятия, выражающие несуществующие предметы, но существование которых в принципе возможно: термоядерная электростанция, гуманоид и т.п.
По содержанию выделяют следующие виды понятий.
• В зависимости от того, что мыслится, — сам предмет или свойство (отношение между предметами), — различают понятия конкретные и абстрактные:
— конкретные понятия — такие, в которых мыслится сам предмет (класс предметов), например: рынок, бизнес, транспорт, хозяйство;
— абстрактные понятия — такие, в которых мыслится свойство предмета или отношения между предметами (белизна, равенство, ответственность); их абстрактность состоит в том, что названные признаки не существуют сами по себе, в отрыве от конкретных объектов.
• В зависимости от того, как выделяются предметы, -по наличию или по отсутствию признаков, — различают понятия положительные и отрицательные:
— положительные понятия — утверждают наличие тех или иных признаков (грамотный, порядок, верующий, законный);
— отрицательные понятия — указывают на отсутствие тех или иных признаков (неграмотный, беспорядок, неверующий, незаконный).
Необходимо учитывать, что данное различие имеет исключительно формально-логический смысл — относится к структуре мысли, к способу ее построения: есть в понятии указание на отсутствие какого-либо признака, значит, оно отрицательное, нет — положительное. И не важно, хороший это признак или плохой (ведь формальная логика отвлекается от конкретного содержания мысли). Поэтому привычные ценностно-смысловые различия на тему "что такое хорошо и что такое плохо" не имеют никакого отношения к данной классификации. "Пьющий муж", "дебошир", "хулиган", "декан", "стакан" — понятия положительные, "неподкупный чиновник", "бескорыстие", "противоядие", "контратака", "антоним", "асимметрия", "антифашист", "демобилизация", "дезинфекция", "дисгармония", "имперсонализм", "иррациональный", "нонсенс", "нонконформист" — отрицательные.
• В зависимости от того, как мыслятся предметы, — раздельно или как целостное единство, — различают понятия собирательные и разделительные (несобирательные):
— в собирательных понятиях группа однородных предметов мыслится как единое целое (созвездие, полк, комплекс, стая). ОГЛАВЛЕНИЕ таких понятий нельзя отнести к каждому элементу объема. Например, понятие "студенческая группа" нельзя применить к отдельно взятому студенту из учебной группы; точно так же, как и понятие "ансамбль" — к отдельному взятому исполнителю, или "Государственная Дума РФ" — к любому из депутатов Госдумы. Эту особенность собирательных понятий необходим!) учитывать в процессе рассуждений. Все, что говорится в отношении таких понятий (утверждается или отрицается), вовсе не означает, будто то же самое говорится о каждом элементе объема. Например, если мы утверждаем: "Ваша студенческая группа успешно сдала экзамен по логике", — то это не означает, что каждый студент вашей группы был успешным на экзамене. Или другое высказывание: "Государственная Дума проголосовала за бюджет на следующий год", — не следует понимать, будто бы все депутаты были единогласны в принятии закона (кто-то голосовал "за", кто-то "против", а кто-то воздержался);
— разделительные (несобирательные) — это такие понятия, ОГЛАВЛЕНИЕ которых можно отнести к каждому элементу объема (дуб, студент, абонемент).
Необходимо учитывать, что одни и те же понятия могут употребляться как в собирательном, так и в разделительном смысле. И на это надо обращать особое внимание во избежание логических ошибок. Возьмем рассуждение:
"Человек — это звучит гордо!", — утверждал А. М. Горький
устами одного из своих героев.
Акакий Акакиевич Башмачкин — человек.
Акакий Акакиевич Башмачкин — это звучит гордо!
Казалось бы, исходим из истинных посылок и рассуждаем логично, но вывод-то каков? Можно, конечно, поставить под сомнение (а с точки зрения христианского жизнепонимания решительно отвергнуть) тезис А. М. Горького, т.е. попытаться найти истоки ложного заключения в ложности исходной посылки. Но здесь мы вступаем в область мировоззренческих споров, не имеющих окончательных решений. И к тому же выходим за пределы компетенции формальной логики. Ведь мы уже знаем из вводной лекции, что формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, что ее интересует только правильность рассуждений, что она не отвечает за установление истинности или ложности исходных утверждений. Следовательно, и ошибку искать надо не в содержании мыслей, а в способе их сочетания. А она состоит в том, что в первом высказывании понятие "человек" употребляется в собирательном смысле ("человечество", "род людской"), а во втором -в разделительном ("индивид"). Мы приравняли неравное — отождествили индивида с родом человеческим, грубо нарушив закон тождества.
• В зависимости от того, предполагает ли мыслимый предмет с логической необходимостью существование другого предмета или нет, выделяют понятия относительные и безотносительные:
- относительные понятия в содержании имеют признак, указывающий на отношение к другому предмету (признак-отношение). Например, антивирусное программное обеспечение предполагает наличие компьютерных вирусов. Но сам факт существования последних не предполагает с необходимостью антивирусное программное обеспечение. Здесь логически несимметричные отношения — первое понятие выделено по отношению ко второму, а второе независимо от первого. Особый случай относительности — соотносительность, когда один предмет (класс предметов) выделен по отношению к другому, а тот, в свою очередь, по отношению к первому. Например, "верх" — "низ", "копия" — "оригинал", "пролог" — "эпилог", "северный полюс Земли" — "южный полюс Земли", "руководитель" — "подчиненный", "муж" — "жена". В соотносительных понятиях мы имеем усиленный вариант относительности;
— безотносительные понятия мыслятся самостоятельно, вне зависимости от других предметов. Или, как писал русский логик Г. И. Челпанов, безотносительное понятие это такой термин, который в своем значении не содержит непосредственного отношения к чему-либо другому, не принуждает нас мыслить о каких-либо других вещах, кроме тех, которые он обозначает ("дом", "береза", "книга").
Разумеется, что граница между безотносительными и относительными понятиями достаточно условна, ведь все понятия взаимосвязаны.
Установить виды, к которым относится данное понятие, значит дать ему полную логическую характеристику. Возьмем, к примеру, понятие "руководитель", оно:
• по объему:
— общее (так как руководителей много);
— нерегистрирующее (всех руководителей невозможно сосчитать);
• по содержанию:
- конкретное (мыслится сам предмет, а не его свойство или отношение);
- положительное (нет указания на отсутствие каких-либо признаков);
- разделительное (его ОГЛАВЛЕНИЕ можно применить к любому человеку, имеющему подчиненных);
— относительное (нельзя помыслить руководителя без подчиненных).
Логическая характеристика понятий позволяет использовать их более четко и осмысленно. Выполнение требований логической стройности мысли обусловливается также учетом тех отношений, в которых могут находиться понятия.