Измерение инновационной активности
Для измерения инновационной активности экономических систем на примере предприятий могут быть использованы показатели, представленные в табл. 3.5. Основными являются относительные показатели: затрат на инновационное развитие, динамики инновационных процессов, обновляемости инноваций как результатов инновационной деятельности, ориентации структуры на инновационную деятельность, результативности и эффективности реализации инновационной стратегии.
Таблица 3.5
Показатели инновационной активности экономических систем
Группа показателей |
Состав показателей |
|
F1 – затратные показатели инновационного развития |
F11 – удельные затраты на инновационное развитие в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкоcnb продукции. F12 – удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау. F13 – удельные затраты на приобретение инновационных фи́рм – сателлитов. F14 – удельный вес фондов инновационного развития в структуре капитала |
|
F2 – показатели, характеризующие динамику инновационного процесса |
F21 – относительный показатель инновационности ТAТ (tum – around time) – время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его внедрения на рынок в требуемых количествах. F22 – относительная длительность процесса разработки инновационного продукта. F23 – относительная длительность подготовки производства инновационного продукта. F24 – относительная длительность производственного цикла инновационной продукции |
|
F3 – показа́тели обновляемости инноваций |
F31 – относительный объем разработанных и внедренных инновационных продуктов и процессов. F32 – показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой на протяжении N лет). F33 – доля приобретенных (разработанных) инновационных технологий в общем объеме используемых технологий. F34 – доля экспортируемой инновационной продукции в общем ее объеме. F35 – доля предоставляемых инновационных услуг в о́бщем объеме услуг |
|
F4 – структурные показатели инновационной деятельности |
F41 – доля инновационных подразделений в структуре предприятия (исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений, включая испытательные лаборатории и экспериментальные комплексы). F42 – доля контрагентских контрактов, направленных на использование новых технологий и создание инновационной продукции. F43 – доля сотрудников, занятых инновационной деятельностью. F43 – отношение числа временных творческих коллективов (бригад, групп) к числу постоянных функциональных подразделений |
|
F5 – показатели результативности и эффективности реализации инновационной стратегии предприятия |
F51 – коэффициент рентабельности инноваций (ROII). F52 – доля прибыли от реачизации инновационных продуктов (товаров, работ и услуг) в общем объеме прибыли за последние N лет. F53 – относительный рост рыночной стоимости предприятия по сравнению с относительным ростом отраслевого рынка за последние N лет. F54 – доля инновационных идей, выдвинутых сотрудниками предприятия, в общем объеме инновационных продуктов, выведенных на рынок за последние N лет. F55 – доля клиентов, считающих предприятие инновационной компанией. F56 – степень соответствия реализуемых инновационных процессов стратегии инновационного развития предприятия |
|