Измерение инновационной активности

Для измерения инновационной активности экономических систем на примере предприятий могут быть использованы показатели, представленные в табл. 3.5. Основными являются относительные показатели: затрат на инновационное развитие, динамики инновационных процессов, обновляемости инноваций как результатов инновационной деятельности, ориентации структуры на инновационную деятельность, результативности и эффективности реализации инновационной стратегии.

Таблица 3.5

Показатели инновационной активности экономических систем

Группа

показателей

Состав показателей

F1 – затратные показатели инновационного развития

F11 – удельные затраты на инновационное развитие в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкоcnb продукции.

F12 – удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау.

F13 – удельные затраты на приобретение инновационных фи́рм – сателлитов.

F14 – удельный вес фондов инновационного развития в структуре капитала

F2 показатели, характеризующие динамику инновационного процесса

F21 – относительный показатель инновационности

ТAТ (tumaround time) – время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его внедрения на рынок в требуемых количествах.

F22 – относительная длительность процесса разработки инновационного продукта.

F23 – относительная длительность подготовки производства инновационного продукта.

F24 относительная длительность производственного цикла инновационной продукции

F3 показа́тели обновляемости инноваций

F31 – относительный объем разработанных и внедренных инновационных продуктов и процессов.

F32 – показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой на протяжении N лет).

F33 – доля приобретенных (разработанных) инновационных технологий в общем объеме используемых технологий.

F34 – доля экспортируемой инновационной продукции в общем ее объеме.

F35 – доля предоставляемых инновационных услуг в о́бщем объеме услуг

F4 структурные показатели инновационной деятельности

F41 – доля инновационных подразделений в структуре предприятия (исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений, включая испытательные лаборатории и экспериментальные комплексы).

F42 – доля контрагентских контрактов, направленных на использование новых технологий и создание инновационной продукции.

F43 – доля сотрудников, занятых инновационной деятельностью.

F43 – отношение числа временных творческих коллективов (бригад, групп) к числу постоянных функциональных подразделений

F5 показатели результативности и эффективности реализации инновационной стратегии предприятия

F51 – коэффициент рентабельности инноваций (ROII).

F52 – доля прибыли от реачизации инновационных продуктов (товаров, работ и услуг) в общем объеме прибыли за последние N лет.

F53 – относительный рост рыночной стоимости предприятия по сравнению с относительным ростом отраслевого рынка за последние N лет.

F54 – доля инновационных идей, выдвинутых сотрудниками предприятия, в общем объеме инновационных продуктов, выведенных на рынок за последние N лет.

F55 – доля клиентов, считающих предприятие инновационной компанией.

F56 – степень соответствия реализуемых инновационных процессов стратегии инновационного развития предприятия