Издержки производства в долговременном периоде
Издержки производства в долговременном периоде имеют ту же характеристику, что и издержки в кратковременном периоде, но у них есть специфика: они тесно связаны с масштабами производства.
Главной особенностью издержек в долгосрочном периоде является тот факт, что все они носят переменный характер - фирма может увеличить или сократить мощности, а также у нее достаточно времени, чтобы принять решение покинуть данный рынок или вступить на него, перейдя из другой отрасли. Поэтому в долгосрочном периоде не выделяют средних постоянных и средних переменных издержек, а анализируют долгосрочные средние общие издержки (long-run average total cost, LATC), которые по сути своей являются одновременно и средними переменными издержками.
Кривая LATC представляет собой кривую, огибающую бесконечное число кривых краткосрочных средних издержек производства, которые соприкасаются с ней в точках их минимума (рис. 7.5). Она показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с которыми может быть обеспечен любой объем выпуска при условии, что фирма имеет время для изменения всех факторов производства.
В долгосрочном периоде также существуют и предельные издержки.
Долгосрочные предельные издержки (long-run marginal cost, LMC) показывают трансформацию общей суммы издержек предприятия в связи с изменением объема выпуска готовой продукции на одну единицу в том случае, когда фирма свободна изменять все виды затрат.
Рис. 7.5. Средние издержки фирмы в долгосрочном периоде
Кривые долгосрочных средних и предельных издержек СООТНОСЯТСЯ друг с другом так же, как и кривые краткосрочных издержек: если ЬМС лежит ниже ЬАТС, то 1ЛТС падают, а если ЬМС лежит выше ЬАТС, то ЬА ТС возрастают. Возрастающая часть кривой ЬМС пересекает кривую ЬАТС в точке минимума (рис. 7.6).
Рис. 7.6. Соотношение кривых долгосрочных средних и предельных издержек
Дугообразный характер кривой ЬАТС (наличие убывающего и возрастающего участков) можно объяснить при помощи закономерностей, называемых положительным и отрицательным эффектами роста масштаба производства, или просто эффектами масштаба.
Эффект масштаба
Положительный эффект масштаба производства (эффект массового производства, экономия, обусловленная ростом масштаба производства, возрастающая отдача от масштаба производства) связан со снижением издержек на единицу продукции по мере наращивания объемов выпускаемой продукции. Возрастающая отдача от масштаба производства имеет место в ситуации, когда объем производства (Ох) растет быстрее, чем издержки, и, следовательно, LATC предприятия падают.
Существование положительного эффекта масштаба производства объясняет нисходящий характер графика LATC на первом отрезке. Это происходит за счет расширения масштабов деятельности, которое влечет за собой:
o рост специализации труда;
o рост специализации управленческого труда;
o эффективное использование капитала (средств производства);
o экономию от использования вторичных ресурсов. Положительный эффект масштаба производства в долгосрочном периоде не является беспредельным. Со временем расширение предприятия может привести к отрицательным экономическим последствиям, вызвать отрицательный эффект масштаба производства, когда увеличение объемов деятельности фирмы сопряжено с ростом издержек производства на единицу продукции.
Отрицательный эффект масштаба имеет место, когда издержки производства растут быстрее его объема и, следовательно, LATC растут по мере увеличения выпуска продукции. В результате эффективность функционирования компании снижается, а средние издержки производства увеличиваются, поэтому фирме при планировании своей производственной деятельности необходимо определять пределы расширения масштабов производства.
Постоянная отдача от масштаба имеет место тогда, когда издержки и объем производства растут одинаковыми темпами и, следовательно, LATC остаются постоянными при всех объемах производства.
Внешний вид кривой долгосрочных издержек позволяет сделать некоторые выводы по поводу оптимального размера предприятия для разных отраслей экономики.
Минимальный эффективный масштаб (размер) предприятия - уровень выпуска продукции, начиная с которого прекращается действие эффекта экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Иными словами, речь идет о таких значениях Qx, при которых фирма достигает наименьших издержек на единицу продукции. Обусловленный действием эффекта масштаба уровень долгосрочных средних издержек влияет на формирование эффективного размера предприятия, что в свою очередь оказывает воздействие на структуру отрасли.