Избирательный процесс. Организация и порядок проведения выборов в зарубежных странах
Избирательный процесс – это урегулированная законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и само- управленческие органы.
Выборы в зарубежных странах проводятся в установленные законом сроки:
а) в президентских республиках – через строго определенные промежутки времени (в США – в первый вторник ноября каждого четного года);
б) в парламентарных республиках и парламентарных монархиях:
– по истечении срока полномочий представительного органа (очередные выборы);
– в случае досрочного роспуска парламента главой государства (внеочередные выборы);
– в случае отстранения, отставки или смерти депутата (дополнительные выборы).
Избирательный процесс состоит из определенных стадий:
1. Назначение выборов. Дата выборов может быть установлена конституцией (Коста-Рика, США, Латвия, Мексика). Обычно выборы объявляются указом (прокламацией) главы государства и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная кампания, которая завершается к моменту окончания голосования (этот срок либо определен конституцией, либо назван в указе главы государства). Все государства можно разделить на две группы, в которых:
а) назначать выборы имеет право только один орган (Коста-Рика – Верховный избирательный трибунал, Испания – король);
б) осуществлять данное полномочие могут несколько органов (Болгария – Народное собрание назначает выборы президента, который в свою очередь назначает выборы в парламент и органы местного самоуправления страны).
2. Установление избирательных округов. Выборы проводятся по избирательным округам: одномандатным, многомандатным и государственным (национальным). Число и нарезка избирательных округов обычно определяются законом. Избирательные округа могут быть территориальными (по месту жительства) и производственными (по месту работы) (КНР). В отдельных странах округа создаются по этническому признаку (Сингапур, Фиджи). Применение пропорциональной системы предполагает создание многомандатных округов, от каждого из которых избирается нс менее двух депутатов (Финляндия). Создание национального округа характерно для избрания депутатов Европарламента Израиля. Число мандатов, предоставляемых округу, зависит от числа избирателей в нем (Латвия, Эстония), от численности населения (Болгария, Австрия) либо от количества избирателей, принявших участие в голосовании на последних выборах (Чехия).
3. Установление избирательных участков. Обычно избирательный округ подразделяется на избирательные участки, представляющие территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. По избирательным участкам, как правило, проводится регистрация избирателей; они же являются основной ячейкой, в пределах которой соответствующие органы политических партий проводят непосредственную агитацию среди избирателей.
4. Формирование избирательных органов. Эти органы организуют и проводят выборы, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяют результаты выборов (избирательные комиссии, трибуналы, советы, гражданский регистр). Избирательные комиссии могут быть: общегосударственными, территориальными, окружными, участковыми и т.д. В Испании, например, создаются центральная, провинциальные и зональные избирательные хунты и окружные президиумы. В Перу избирательная администрация включает Национальное жюри выборов, Национальное бюро избирательных процессов, Национальный реестр идентификации и гражданского состояния.
5. Регистрация избирателей и составление избирательных списков. В большинстве стран ведение списков избирателей относится к компетенции муниципальных властей. В избирательном законодательстве предусматривается необязательная регистрация, при которой гражданин сам должен позаботиться о внесении своей кандидатуры в списки избирателей, и обязательная регистрация, когда фамилия избирателя автоматически включается в списки при достижении им определенного возраста. Существуют две подсистемы обязательной регистрации: постоянная – избиратель регистрируется только один раз (исправления вносятся только в случае смерти, изменения места жительства или фамилии – Индия, США) и периодическая – в установленные законом сроки старые избирательные списки аннулируются и избиратели регистрируются вновь (Великобритания, Ирландия, Швеция и др.).
6. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Обычно о возможных кандидатах известно задолго до объявления выборов, но официальное их выдвижение и регистрация начинаются только со дня назначения выборов.
Способы выдвижения кандидатов:
– самовыдвижение – подача в надлежащий орган заявления кандидата; иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей (Вьетнам, Франция, Япония);
– партийное выдвижение – официальное представление от имени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей (Австрия, Португалия, Египет, Швейцария). Частный случай – праймериз (первичные выборы – в США, Турции);
– выдвижение общественным объединением (Белоруссия, Украина);
– выдвижение избирателями или группой избирателей (Индия, Канада, Бельгия, Великобритания, Нидерланды).
Эти способы во многих странах комбинируются.
Существует несколько способов оформления процедуры выдвижения кандидатур:
а) кандидат сам подает заявление в предусмотренный законодательством орган, это заявление должно быть поддержано избирателями (в Великобритании такое заявление должно подписать 10 граждан и кандидат вносит избирательный залог в 500 фунтов стерлингов, который ему возвращается, если кандидат соберет не менее 5% голосов);
б) подача официального представления от имени партии или петиции, подписанной определенным числом избирателей (Бельгия – кандидатуру предлагает один избиратель и поддерживает другой, в США – выдвижение происходит в ходе первичных выборов (праймериз)).
7. Предвыборная агитация. В большинстве стран эта процедура начинается после регистрации кандидата. Закон всегда определяет допустимые методы агитации, ее начало и время окончания. Наиболее детально регулируются вопросы использования средств массовой информации, финансирования выборов (установка максимальных сумм, которые политическая партия и независимый кандидат могут истратить при проведении агитации; например, в Австралии – не более 1 тысячи австралийских долларов в сенат и 500 долларов в палату представителей). В целях обеспечения равенства шансов кандидатов запрещается участие в предвыборной агитации определенных должностных лиц, органов местного самоуправления.
В регламентации сроков предвыборной агитации существуют определенные различия. Во всех странах закреплен одинаковый подход к временны́м срокам ее прохождения – за 24 часа до голосования или в день накануне голосования. Агитация начинается либо с объявления даты голосования (Румыния, Польша), либо с опубликования министром юстиции списка кандидатов (Литва), либо в определенный день до даты голосования (за 15 дней в Бенине, Турции; за 21 день в Израиле, за 23 дня в Словакии).
Существуют ограничения и по территории проведения выборов. Запрещена агитация на территории воинских частей (Албания), в общественном транспорте (Болгария), на стенах жилых домов (Канада), государственных зданий (Польша).
Запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения в период, непосредственно предшествующий голосованию. В Болгарии и Германии этот срок составляет 14 дней, в Албании и Венгрии – восемь дней, во Франции, Чехии и Словакии – семь дней.
Это самая дорогостоящая стадия избирательного процесса (на выборах президента США в 1996 г. было израсходовано 53 млрд долл. США).
8. Голосование – подача голосов за выдвинутых кандидатов. В большинстве стран участие в голосовании рассматривается как право гражданина, гарантируемое конституцией (Испания, Румыния, Финляндия). В Греции и Бразилии это право относится к должному поведению, но допускаются исключения: в Греции в факультативном порядке голосуют лица старше 70 лет, в Бразилии – только лица от 16 до 18 лет.
Обычно голосование осуществляется лично, но в некоторых случаях допускается голосование по почте (Великобритания, Швейцария, Дания), по доверенности (Бельгия, Нидерланды, Бенин), а также голосование представителей за неграмотных и больных. В случае голосования по доверенности она должна быть легализована компетентными органами и в определенных законом случаях отозвана.
В большинстве стран голосуют бюллетенями. Они бывают официальными (изготовлены государством, например в Германии) и неофициальными (печатаются партиями – во Франции, Норвегии). В некоторых странах для голосования используются специальные избирательные машины (США, Нидерланды, Индия).