Лекция 20. ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Изучив материал данной главы, студенты должны:
знать виды и основное ОГЛАВЛЕНИЕ проектных работ; принципы, этапы и задачи инженерно-психологического и эргономического проектирования и оценки;
уметь ориентироваться в основных методах проектирования и оценки СЧМ; строить схемы решения задач распределения функций в системе и между операторами, определения численности персонала, разработки требований к средствам деятельности и организации рабочего места, проектирования деятельности оператора;
владеть представлениями о содержании, видах и условиях моделирования, о нормативных документах инженерно-психологического и эргономического проектирования и оценки.
Психология в практике совершенствования эргатических систем
Практическая реализация инженерно-психологических и эргономических исследований осуществляется на всех стадиях существования объекта: проектирования, изготовления (производства) и эксплуатации.
Проектирование – в самом общем виде – это процесс создания проекта – прототипа или прообраза предполагаемого или возможного объекта. Проект преимущественно представлен совокупностью документов (обоснований, расчетов, чертежей, структурных и функциональных схем), являющихся основаниями его реализации. Наряду с традиционными видами проектирования (архитектурно-строительным, техническим, технологическим и др.), сложились самостоятельные направления, характеризующиеся включением в проект человека, в частности инженерно-психологическое и эргономическое проектирование.
Объектом инженерно-психологического проектирования являются автоматизированные системы управления, эргономического – рабочие системы и изделия, используемые человеком-потребителем. Системная ориентация проектирования этого класса, помимо инженерно-психологического (эргономического), предполагает включение технического и художественного проектирования. Техническое проектирование ограничивается характеристиками материально-технических составляющих объекта, определяющими его функциональные возможности и качество (на основе использования новых научных и инженерных разработок). Художественное проектирование (дизайн) направлено на обеспечение потребительских свойств объекта (эстетического качества).
Для инженерной психологии проектирование автоматизированных систем управления является основной научно-практической целью, достижение которой обеспечивается разработкой теоретических представлений о структуре деятельности оператора, принципов ее анализа, методов измерения и оценки характеристик деятельности [6]. ОГЛАВЛЕНИЕ инженерно-психологического и эргономического проектирования составляет описание характеристик деятельности, факторов и условий, определяющих эффективность деятельности (качество), сохранение здоровья и развития личности субъекта. Инженерная психология как проектная дисциплина, базирующаяся на представлениях о структуре деятельности оператора и необходимости согласования проектов технической и человеческой составляющих, вынуждена была разрабатывать специфические концепции деятельности для решения соответствующих задач и расширять исследования в соответствии с новыми техническими возможностями.
При проектировании систем должны учитываться условия их эксплуатации, что предполагает создание нескольких вариантов проекта – модификаций, инвариантных по принципам функционирования и свойствам, но адаптированных к условиям эксплуатации. Модификация – вариант проекта объекта, отличающийся отдельными свойствами и улучшающий его общие качества для конкретных условий эксплуатации. Примеры модификаций: стационарный комплекс или портативное оборудование для анализа состава газов, вариант способа предъявления информации на средствах коллективного пользования в зависимости от размеров экрана.
На других стадиях цикла существования системы (объекта) инженерная психология также участвует в обеспечении их эффективности. На стадии производства (создания) осуществляется контроль соответствия характеристик элементов системы проекту. На стадии эксплуатации возможны изменения состава и некоторых технических и эстетических свойств объекта – модернизация. Модернизация – изменение, совершенствование объекта (системы) путем замены или дополнения такими элементами, узлами или их организации, которые соответствуют уровню научно-технических разработок и отвечают современным требованиям. В условиях модернизации меняются требования к содержанию и характеристикам деятельности, что предполагает проведение инженерно-психологических исследований для установления условий достижения рассчитываемого более высокого уровня качества – эффективности и эргономичности. Пример модернизации – включение в технологический процесс обработки металла станков с программным управлением.
Основное направление поддержания и повышения эффективности функционирования системного объекта на стадии эксплуатации заключается в использовании психологических закономерностей для организации профессиональной деятельности. Это направление включает обоснование, разработку методов и практическую реализацию программ стимулирования и профессионального роста, совершенствования технических средств и программ профессиональной подготовки, отбора персонала, поддержания оптимального функционального состояния и работоспособности человека, организации режима труда и отдыха, оптимизации профессиональной среды. Совокупность мероприятий по поддержанию и повышению эффективности эргатических систем может быть объединена понятием психологического обеспечения, а для автоматизированных систем – инженерно-психологического обеспечения. Основанием работ по инженерно-психологическому обеспечению является весь арсенал теоретико-методических разработок психологии труда.