Интернациональные экономические отношения

Интернационализация существенно изменяет межнациональную структуру капиталистических и трудовых отношений. Как и почему изменяются эти отношения?

Международная миграция капитала. Решающим условием миграции (вывоза в другие страны) капитала является то обстоятельство, что он может быть помещен в другом государстве с большей нормой прибыли, чем в своей стране. Такой процесс – следствие ряда причин:

а) перенакопление капитала в регионе, откуда он вывозится;

б) несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных звеньях мирового хозяйства;

в) наличие в государствах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы;

г) интернационализация производства.

Рассмотрим более конкретно указанные причины.

Перенакопление капитала – образование его относительного избытка в стране, где он не может найти высокоприбыльного применения. Такое состояние характерно для крупных корпораций, которые получают сверхприбыли и не заинтересованы в менее выгодном использовании своих средств внутри страны.

Повышенный спрос на капитал в странах, куда он экспортируется, объясняется неравномерностью развития экономики разных государств. Обычно страны, испытывающие потребность в иностранных инвестициях, создают для них более благоприятные условия. Они повышают банковский процент и дивиденды, создают особые льготы и гарантии выгодного применения капиталовложений.

Собственников капитала особенно привлекает возможность использовать в экономически менее развитых государствах сравнительно дешевые факторы производства (низкая заработная плата, невысокие цены на сырье, воду, энергию). Многих устраивает также возможность уменьшить расходы, необходимые для обеспечения экологической безопасности. В результате снижения всех видов издержек иностранные инвесторы получают более высокую норму прибыли.

Важной причиной миграции капитала является интернационализация производства. Будучи первоначально результатом зарубежных инвестиций, интернационализация становится, в свою очередь, постоянно действующим фактором расширения вывоза капитала. Когда предприятия отдельных стран превращаются в звенья международного производственного организма, они получают возможность использовать выгоды разделения труда и сложившихся в мире хозяйственных связей.

Капитал вывозят за границу крупные АО, владельцы значительных денежных сумм и государство. Они используют две основные формы экспорта капитала: предпринимательскую и ссудную, которые, в свою очередь, подразделяются на разные виды (рис. 23.2).

Рис. 23.2. Формы экспорта капитала

Что представляют собой указанные на рис. 23.2 формы вывоза капитала и их виды?

Вывоз предпринимательского капитала означает создание на территории других стран предприятий, затраты на которые несут иностранные собственники. В зависимости от характера контроля за деятельностью таких предприятий различают прямые и портфельные инвестиции иностранного капитала.

• Прямые инвестиции – любое предоставление кредита или приобретение собственности в зарубежном предприятии.

Такие инвестиции обеспечивают полный контроль над объектами зарубежных капиталовложений. Строящиеся вновь или приобретаемые готовые предприятия становятся филиалами расположенной в другой стране основной фирмы, которая образует центр международного производственного объединения.

Прямые иностранные инвестиции распределялись в мировом хозяйстве неравномерно. Примерно 3/4 их приходилось на высокоразвитые страны и лишь около 1/4 поступало в развивающиеся государства. Но при этом прямые капиталовложения в развивающихся странах приносили норму прибыли в среднем в два раза более высокую, чем в западных государствах.

• Портфельные инвестиции – вложение средств в акции, облигации и другие ценные бумаги долгосрочного характера с целью получения прибыли.

При этом виде инвестиций акции иностранных предприятий приобретаются в таких размерах, которые не обеспечивают права собственности или контроля над ними. На такие капиталовложения идут, когда стремятся разместить свои средства в разных отраслях хозяйства или когда законодательство принимающей страны препятствует прямым инвестициям.

Особой формой портфельных инвестиций является участие иностранного капитала в совместных предприятиях, где контрольный пакет акций остается за национальным государством или местными фирмами. Здесь привлеченный капитал участвует своими финансовыми ресурсами, технологией, управленческим опытом, торговыми марками, рекламой и предоставлением услуг при реализации продукции. Взамен он получает причитающуюся на его долю прибыль, которую вывозит из страны или использует для инвестиций на месте. Иностранные собственники имеют прочные гарантии сохранности и прибыльности своих капиталовложений. В свою очередь, принимающая страна может более эффективно и рационально использовать внешние источники средств и технологии в общенациональных интересах.

Рассмотренное здесь движение капитала в мировом экономическом пространстве нередко связано с соответствующим перемещением рабочей силы из одной страны в другую.

Студентам важно понять, что представляет собой международная миграция рабочей силы.

Задача

Что представляет собой международная миграция рабочей силы и как она происходит в России?

Ответ дан в конце гл. 23.

Во второй половине XX в. интернационализация экономических отношений впервые проявилась в образовании межгосударственных объединений национальных хозяйств.

Каковы цели и способы интеграции национальных хозяйств?

Интернационализация экономических отношений порождает новые формы объединения национальных хозяйств в единое экономическое целое. Важнейшая из таких форм –

интеграция (от лат. integre – целый). Она позволяет развивать экономические связи, которым препятствовали государственные границы.

• Экономическая интеграция – это такая высшая на современном этапе форма интернационализации хозяйственной жизни, которая расширяет экономическое и производственное сотрудничество, объединяет национальное хозяйство нескольких государств.

В результате интеграции углубляется международное разделение труда, что расширяет обмен товарами, услугами, капиталами и рабочей силой. Повышается уровень обобществления производства, а это требует целенаправленного, планомерного регулирования хозяйственных процессов в масштабе межгосударственных объединений.

В различных регионах земного шара сложилось несколько интеграционных объединений. Они существенно отличаются друг от друга и по характеру складывающихся между странами – участницами отношений, и по организационным формам, и по последствиям для национальных хозяйств и населения.

Ряд западноевропейских государств (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) в 1958 г. создали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Последнее превратилось в могучую экономическую группировку, превосходящую США по численности населения в 1,4 раза и обладающую сравнимым с ними хозяйственным потенциалом. Одновременно с расширением состава ЕЭС происходил переход от преимущественно торгового сотрудничества к интегрированию других сфер хозяйства, включая научно-техническую деятельность (организация совместных исследований и разработок, создание общих программ). С завершением этого процесса интеграционное объединение стало именоваться Европейским союзом (ЕС).

В ЕС налажен свободный обмен национальных валют и создана европейская валютная система со своим механизмом регулирования расчетов, установления валютных курсов. Учреждена коллективная валютная единица (евро), которая стала одной из мировых валют.

В рамках ЕС образовался единый внутренний рынок, в котором национальные границы уже не препятствуют свободному перемещению товаров, услуг, людей и капиталов. Жители интеграционного сообщества могут беспрепятственно жить и работать в любом из соответствующих государств, предоставляющих им одинаковые права и возможности. Предприятия могут продавать свою продукцию, не проходя, как прежде, таможенных процедур. Для управления интеграционными процессами в рамках ЕС созданы межгосударственные представительные, исполнительные и судебные органы с наднациональными полномочиями по принятию решений от ЕС в целом.

Иной характер имеют интеграционные объединения развивающихся стран. Последние заинтересованы в экономической интеграции потому, что она помогает им воспользоваться выгодами производственной специализации и открывает доступ к необходимым для развития природным и другим ресурсам.

Интеграция укрепляет позиции развивающихся стран в мировом хозяйстве, защищает их интересы в отношениях с более сильными партнерами, противостоять которым в отдельности не может ни одно из государств. Исходя из этого страны Азии, Африки и Латинской Америки расширяют сотрудничество путем коллективного использования своих ресурсов. Формы и типы таких группировок многообразны: это торговые блоки, организации по созданию совместных проектов, валютные союзы, инвестиционные организации и товарные ассоциации.

Интеграционные объединения развивающихся стран действуют ради общих целей с различной степенью эффективности. Их трудности отражают общее тяжелое положение этих государств в современном мире, жесткость позиции по отношению к ним со стороны обладающих реальной экономической мощью западных государств, крупных корпораций, международных финансовых учреждений.

Интеграционные процессы с участием России

Как известно, в начале 1990-х гг. в результате распада СССР были разорваны экономические связи, которые объединяли союзные республики в единый народнохозяйственный комплекс. Многие предприятия, снабжавшие своей продукцией весь данный комплекс, остались за пределами России. Это сразу же привело к нарушению хода воспроизводства во многих регионах и к остановке производства на большом количестве предприятий. Вместе с тем укрепляющееся экономическое взаимодействие России, Белоруссии и Казахстана открывает перспективы образования с 2012 г. единого для них общего рынка и экономического пространства. К ним могут присоединиться другие бывшие союзные республики, заинтересованные в определенном объединении экономической деятельности. В 2011 г. началось образование зоны свободной торговли в составе государств – стран СНГ. В итоге ожидается формирование Евразийского союза, имеющего единое таможенное и единое экономическое пространство.

При едином тарифном пространстве все объединившиеся государства применяют в торговых отношениях с третьими странами единый таможенный тариф и упраздняют таможенные пошлины (обязательные взносы за ввоз или вывоз с определенной территории государств) во взаимной торговле государств.

При едином экономическом пространстве несколько государств на основе многостороннего договора осуществляют у себя единую экономическую политику.

В последние годы возрастает международное сотрудничество в рамках организации БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Особо важную роль играет разностороннее сотрудничество с Китаем. В 2011 г. было намечено увеличить товарооборот Китая с Россией до 100 млрд долл. в 2015 г. и до 200 млрд долл. к 2020 г. Впервые достигнуто соглашение о сотрудничестве двух стран в модернизации экономики.

К 2020 г. доля интеграционных предприятий в нашей стране возрастет до 45–50%.