Инструменты денежно-кредитной политики

Центральный банк применяет достаточно широкий набор инструментов денежно-кредитной политики. Некоторые из этих инструментов относятся к прямому методу денежно-кредитного регулирования, а большая часть — к косвенному методу. Под пряными количественными ограничениями понимается установление лимитов на рефинансирование банков, на отдельные банковские операции, объем целевого кредитования. В России в качестве прямого инструмента принято использовать в основном целевое кредитование. ЦБ РФ определял круг специальных уполномоченных банков, которые кредитовали ряд приоритетных отраслей народного хозяйства по процентным ставкам значительно ниже рыночных, а в целях компенсации предоставлял им определенные льготы. При отсутствии должного контроля подобные кредиты использовались в основном на поддержку убыточных и нерентабельных предприятий, что приводило к нарушению рыночных принципов кредитования. Дешевые централизованные кредиты через механизм банковской мультипликации раскручивали инфляционную спираль, что противоречило достижению главной цели денежно-кредитной политики. Постепенно доля централизованных ссуд в пассивах коммерческих банков уменьшалась, и ЦБ РФ отказался от прямого кредитования приоритетных отраслей экономики, что позволило с 1996 г. перейти к косвенному методу денежно-кредитного регулирования.

Наиболее часто применяемыми инструментами косвенного метода денежно-кредитного регулирования являются обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков. Выбор конкретного инструмента или их комбинаций, продолжительность и масштабы их применения определяются необходимостью повышения оперативности и эффективности денежно-кредитного регулирования в складывающихся экономических условиях. Однако возможности эффективного регулирования денежно-кредитной сферы с помощью этих инструментов в трансформирующихся экономиках ограниченны, поскольку приходится решать целый ряд разноплановых задач, требующих применения инструментов противоположной направленности.

Установление нормы обязательных резервов

Важным инструментом денежно-кредитного регулирования выступает норма обязательных резервов. Но если в странах с развитой рыночной экономикой к этому инструменту прибегают крайне редко, чтобы не нарушить сложившегося конкурентного равновесия на финансовых рынках, то в России изменение обязательных резервов выступает, по сути дела, оперативным инструментом, хотя в последнее время наблюдается тенденция к уменьшению его использования. В связи с этим в условиях инфляции норма обязательных резервов достаточно высока, что сказывается на ресурсной базе коммерческих банков. Обязательные резервы представляют собой часть активов коммерческих банков, которую они обязаны держать в ЦБ РФ. Размер обязательных резервов определяется долей обязательств кредитной организации, и их норматив нс может превышать 20% от этих обязательств. Уменьшая норму обязательных резервов, ЦБ РФ тем самым увеличивает возможности коммерческих банков в области кредитной эмиссии, поскольку ресурсная база коммерческих банков увеличивается. При повышении нормы резервирования объем ресурсов коммерческих банков для выдачи кредитов уменьшается, следовательно, уменьшается и кредитная эмиссия. Таким образом, изменение нормы обязательных резервов воздействует на процесс мультипликации.

Операции на открытом рынке — это купля-продажа ЦБ РФ государственных ценных бумаг и его собственных облигаций. Основными субъектами этих операций, партнерами ЦБ РФ, выступают коммерческие банки. Цель этих операций состоит в регулировании количества денег, обращающихся на рынке. При продаже ценных бумаг ЦБ РФ денежная масса в обращении сокращается, а при их выкупе в денежный оборот вводится дополнительное количество денег. В конце XX в. эти операции в России осуществлялись в основном для привлечения средств на финансирование дефицита государственного бюджета. Поэтому государственные ценные бумаги с самого начала имели высокую доходность, носили краткосрочный характер. В силу этого банки получили инструмент, позволявший им получать гарантированные высокие доходы, и не спешили выдавать кредиты реальному сектору экономики. По сути дела, такая деятельность ЦБ РФ ориентировала денежные потоки исключительно на финансовый рынок, оголяя реальный сектор экономики. В странах с развитой рыночной экономикой операции на открытом рынке являются основным оперативным инструментом денежно-кредитного регулирования. Однако в этих странах доходность по государственным ценным бумагам гораздо ниже, чем доходность по ценным бумагам частных компаний, а привлекают они покупателей своей надежностью.

Рефинансирование банков

Под рефинансированием понимается кредитование ЦБ РФ коммерческих банков по учетной ставке (ставке рефинансирования), которую он может устанавливать сам. С помощью этой учетной ставки ЦБ РФ оказывает воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капитала. Высокая ставка ограничивает спрос на кредитные ресурсы со стороны коммерческих банков, так как спрос на кредит со стороны предпринимательского сектора при высокой ставке также уменьшается. Понижение учетной ставки приводит к понижению ставки процента за кредит коммерческих банков, что создаст спрос со стороны предпринимательского сектора. Учетная ставка выполняет своеобразную информационную роль. Уменьшая ставку, ЦБ РФ дает частному сектору сигнал о желательности оживления деловой активности, увеличение ставки — это сигнал к противоположному действию.

Если частный сектор не реагирует, ЦБ РФ применяет более жесткие инструменты, например обязательные резервы. В переходной экономике чаще всего прослеживается слабая зависимость между уровнем учетной ставки ЦБ и рыночными ставками коммерческих банков. В России с помощью этого инструмента ЦБ РФ чаще всего ограничивал нарастание спекулятивных операций.

Деформированность банковской системы, большие расходы по обслуживанию внешнего и внутреннего государственного долга, непродуманная политика денежно-кредитного регулирования вызвали в конце концов финансово-экономический кризис в августе 1998 г. Этот кризис в очередной раз подтвердил значение денег в экономике и тот факт, что денежно-кредитная политика должна осуществляться с учетом реальных экономических условий, а также то, что она должна быть направлена в первую очередь на развитие реального сектора экономики.