Институциональная организация экономики
К государственной экономической политике как фактору экономического роста тесно примыкает компонент институциональной организации экономики. Институциональная организация экономики характеризует простоту или сложность создания и поддержания своего бизнеса, взаимодействия бизнеса и власти, разработки и поощрения инновационной деятельности компаний.
Отметим наиболее важные составляющие экономических институтов страны.
Для успешного ведения бизнеса необходима быстрая регистрация компании, без проволочек, которые могут снизить конкурентоспособность деловой идеи. В табл. 13.22 представленные данные по числу дней, необходимых для легальной официальной регистрации бизнеса в разных странах.
Как мы видим, наибольший срок официальной регистрации характерен для развивающихся стран, причем для стран с наимень-
Таблица 13.22. Число дней, необходимых для регистрации новой компании законным путем
Наибольшее |
Наименьшее |
||
Суринам |
694 |
Австралия |
2 |
Гвинея-Бисау |
233 |
Канада |
3 |
Гаити |
202 |
Бельгия |
4 |
Бразилия |
152 |
Сингапур |
|
Венесуэла |
141 |
Дания |
6 |
Ангола |
119 |
США |
6 |
Бруней |
116 |
Эстония |
7 |
Ботсвана |
108 |
Франция |
7 |
Индонезия |
105 |
Португалия |
7 |
Лаос |
103 |
Пуэрто-Рико |
7 |
Зимбабве |
96 |
Ямайка |
8 |
шими темпами экономического роста, а наименьший срок регистрации — для высокоразвитых стран, отличающихся довольно высокими темпами роста.
Конечно, если официальные сроки регистрации бизнеса кого-то не устраивают, есть возможность пойти неофициальным путем. И чем большее число дней требуется для официальной регистрации, тем, как мы можем ожидать, больше окажется коррупция в данной стране. Таблица 13.23 показывает индекс1 восприятия коррупции, который обобщает оценки независимых экспертов и полученные в ходе опросов мнения предпринимателей об уровне коррупции в стране. Минимальное значение 0 означает, что страна сильно коррумпирована, максимальное значение 10 присуще практически некоррумпированной экономике.
Таблица 13.23. Индекс восприятия коррупции
Страна |
2000 г. |
2007 г. |
Страна |
2000 г. |
2007 г. |
Норвегия |
9,1 |
8,7 |
Саудовская Аравия |
3,4 |
3,4 |
Канада |
9,2 |
8,7 |
Беларусь |
4Д |
2,1 |
Нидерланды |
8,9 |
9,0 |
Россия |
2,1 |
2,3 |
Япония |
6.4 |
7.5 |
Украина |
1.5 |
2,7 |
Франция |
6,7 |
7,3 |
Бразилия |
3,9 |
3,5 |
США |
7,8 |
7,2 |
Казахстан |
3,0 |
2,1 |
Бельгия |
6,1 |
7,1 |
Китай |
3,1 |
3,5 |
Великобритания |
8,7 |
8,4 |
Турция |
3,8 |
4,1 |
Германия |
7,6 |
7,8 |
Туркменистан |
1,8 |
2,0 |
Южная Корея |
4.0 |
5,1 |
Индия |
2.8 |
3,5 |
Чехия |
4,3 |
5,2 |
Тунис |
5.2 |
4,2 |
Кувейт |
4,7 |
4,3 |
Нигерия |
1,2 |
2,2 |
Болгария |
3,5 |
4,1 |
Эфиопия |
3,2 |
2,4 |
Румыния |
2,9 |
3,7 |
Индекс экономической свободы (табл. 13.24) оценивает степень экономической свободы, определяемой как отсутствие государственных ограничений на производство, распределение и потребление товаров и услуг сверх меры, необходимой для защиты и сохранения самой экономической свободы. Минимальный уровень, равный нулю, означает наименьшую экономическую свободу, максимальный — 100 — наибольшую экономическую свободу.
Таблица 13.24. Индекс экономической свободы
Страна |
2000 г. |
2007 г. |
Страна |
2000 г. |
2007 г. |
Норвегия |
69,6 |
70,1 |
Саудовская Аравия |
60,3 |
59,1 |
Канада |
71,4 |
78,7 |
Беларусь |
37.8 |
47,4 |
Нидерланды |
71,5 |
77,1 |
Россия |
50,1 |
54,0 |
Япония |
73,8 |
73,6 |
Украина |
47,4 |
53,3 |
Франция |
61,7 |
66,1 |
Бразилия |
57,2 |
60,9 |
США |
77,9 |
82,0 |
Казахстан |
47,5 |
60,4 |
Бельгия |
65,9 |
74.5 |
Китай |
54.1 |
54,0 |
Великобритания |
77.9 |
81,6 |
Турция |
66,2 |
59,3 |
Германия |
65,2 |
73,5 |
Туркменистан |
36,8 |
42,5 |
Южная Корея |
71,2 |
68,6 |
Индия |
45,7 |
55,6 |
Чехия |
71,6 |
69,7 |
Тунис- |
62,1 |
61,0 |
Кувейт |
65,5 |
63,7 |
Нигерия |
55,5 |
52,6 |
Болгария |
50,4 |
62,2 |
Эфиопия |
50,1 |
54,4 |
Румыния |
55,3 |
61,3 |
Индекс свободы предпринимательства (табл. 13.25) показывает, насколько легко или тяжело открыть бизнес и управлять им. Он учитывает количество ограничений на открытие и ведение бизнеса, уровень коррупции, единообразие применения правил к разным предприятиям. Минимальный уровень, равный нулю, означает низ
Таблица 13.25. Индекс свободы предпринимательства
Страна |
2000 г. |
2007 г. |
Страна |
2000 г. |
2007 г. |
Норвегия |
70 |
91,08 |
Саудовская Аравия |
70 |
53,03 |
Канада |
85 |
96,8 |
Беларусь |
55 |
55,68 |
Нидерланды |
70 |
88,41 |
Россия |
55 |
62,03 |
Япония |
85 |
91,18 |
Украина |
55 |
43,58 |
Франция |
70 |
87,15 |
Бразилия |
70 |
54,19 |
США |
85 |
91,38 |
Казахстан |
55 |
58,5 |
Бельгия |
70 |
92,59 |
Китай |
55 |
46,93 |
Великобритания |
85 |
91,17 |
Турция |
70 |
67,4 |
Германия |
70 |
88,89 |
Туркменистан |
55 |
30 |
Южная Корея |
70 |
84,28 |
Индия |
55 |
50,77 |
Чехия |
85 |
61,14 |
Тунис |
70 |
78,9 |
Кувейт |
85 |
70,68 |
Нигерия |
55 |
58,6 |
Болгария |
55 |
70,3 |
Эфиопия |
55 |
59,4 |
Румыния |
55 |
73.18 |
кую свободу предпринимательства в стране, максимальное значение — 100 — высокую свободу предпринимательства в стране.
Индекс эффективности работы правительства (табл. 13.26) характеризует качество государственных институтов. Он оценивает качество предоставления государственных услуг, кадровый состав и компетентность чиновников, независимость чиновников от политического давления, верность государства объявленной политике. Минимальное значение, равное -2,5, показывает некомпетентное и неэффективное государство. Максимальное - 1-2,5 присуще наиболее эффективным и действенным правительствам.
Таблица 13.26. Индекс эффективности работы правительства
Страна |
2000 г. |
2007 г. |
Страна |
2000 г. |
2007 г. |
Норвегия |
1,55 |
2,12 |
Саудовская Аравия |
0,06 |
-0,18 |
Канада |
1,94 |
1,92 |
Беларусь |
-0,92 |
-1,26 |
Нидерланды |
2,08 |
1,80 |
Россия |
-0,62 |
-0,40 |
Япония |
1,08 |
1,32 |
Украина |
-0,78 |
-0,60 |
Франция |
1,42 |
1,30 |
Бразилия |
-0,18 |
-0,12 |
США |
1,80 |
1,62 |
Казахстан |
-0,54 |
-0,58 |
Бельгия |
1,48 |
1,59 |
Китай |
0,22 |
0,15 |
Великобритания |
2,01 |
1.77 |
Турция |
-0,07 |
0,24 |
Германия |
1,90 |
1,68 |
Туркменистан |
-1,38 |
-1,37 |
Южная Корея |
0,63 |
1,26 |
Индия |
-0,07 |
0,03 |
Чехия |
0,70 |
0.99 |
Тунис |
1,24 |
0,46 |
Кувейт |
0,21 |
0.20 |
Нигерия |
-1,04 |
-0,93 |
Болгария |
-1,17 |
0,10 |
Эфиопия |
-0,60 |
-0,45 |
Румыния |
-0,59 |
-0,09 |
Таким образом, более совершенная и в то же время простая институциональная организация экономики с меньшей коррумпированностью правительства, с большей простотой ведения бизнеса и меньшей государственной нагрузкой на экономику ведет к более высоким темпам устойчивого экономического роста.
Модели эндогенного экономического роста
Модель Солоу объясняет экономический рост исключительно экзогенными параметрами. Даже технический прогресс выступает здесь в качестве экзогенной величины, так что причины ускорения технического прогресса остаются необъясненными.
С 1980-х гг. развиваются новые теории экономического роста, опирающиеся на эндогенные факторы и эндогенные переменные модели, стремящиеся объяснить экономический рост как результат экономических взаимодействий участников экономики и эффективной экономической политики государства.
Проанализируем для примера производственную функцию с трудосберегающим техническим прогрессом У = Р(Х, АЬ).
В отличие от технологии, рассмотренной в модели Солоу, будем считать, что уровень технологии не задается экзогенно, а пропорционален капиталу на одного занятого:
где а — предельный продукт капитала.
В равновесии сбережения на одного занятого равны инвестициям на одного занятого:
поделив инвестиции на капитал, получим равновесный темп прироста
Найдем выражение для у/к, поделив выпуск на капитал:
Таким образом, отношение выпуска к капиталу (производительность капитала) является константой, равной а).
Обозначим эту константу через а и подставим в условие равновесного темпа прироста капитала:
Здесь мы видим, что при эндогенном темпе роста технического прогресса темп прироста капитала, а значит, и темп прироста выпуска на одного занятого равен величине - (л + б), положительно зависит от нормы сбережения и производительности капитала и отрицательно — от нормы амортизации и темпа прироста населения. Темп технического прогресса теперь не остается неизменным и определяется параметрами самой экономики.