Институциональная организация экономики

К государственной экономической политике как фактору экономического роста тесно примыкает компонент институциональной организации экономики. Институциональная организация экономики характеризует простоту или сложность создания и поддержания своего бизнеса, взаимодействия бизнеса и власти, разработки и поощрения инновационной деятельности компаний.

Отметим наиболее важные составляющие экономических институтов страны.

Для успешного ведения бизнеса необходима быстрая регистрация компании, без проволочек, которые могут снизить конкурентоспособность деловой идеи. В табл. 13.22 представленные данные по числу дней, необходимых для легальной официальной регистрации бизнеса в разных странах.

Как мы видим, наибольший срок официальной регистрации характерен для развивающихся стран, причем для стран с наимень-

Таблица 13.22. Число дней, необходимых для регистрации новой компании законным путем

Наибольшее

Наименьшее

Суринам

694

Австралия

2

Гвинея-Бисау

233

Канада

3

Гаити

202

Бельгия

4

Бразилия

152

Сингапур

Венесуэла

141

Дания

6

Ангола

119

США

6

Бруней

116

Эстония

7

Ботсвана

108

Франция

7

Индонезия

105

Португалия

7

Лаос

103

Пуэрто-Рико

7

Зимбабве

96

Ямайка

8

шими темпами экономического роста, а наименьший срок регистрации — для высокоразвитых стран, отличающихся довольно высокими темпами роста.

Конечно, если официальные сроки регистрации бизнеса кого-то не устраивают, есть возможность пойти неофициальным путем. И чем большее число дней требуется для официальной регистрации, тем, как мы можем ожидать, больше окажется коррупция в данной стране. Таблица 13.23 показывает индекс1 восприятия коррупции, который обобщает оценки независимых экспертов и полученные в ходе опросов мнения предпринимателей об уровне коррупции в стране. Минимальное значение 0 означает, что страна сильно коррумпирована, максимальное значение 10 присуще практически некоррумпированной экономике.

Таблица 13.23. Индекс восприятия коррупции

Страна

2000 г.

2007 г.

Страна

2000 г.

2007 г.

Норвегия

9,1

8,7

Саудовская Аравия

3,4

3,4

Канада

9,2

8,7

Беларусь

2,1

Нидерланды

8,9

9,0

Россия

2,1

2,3

Япония

6.4

7.5

Украина

1.5

2,7

Франция

6,7

7,3

Бразилия

3,9

3,5

США

7,8

7,2

Казахстан

3,0

2,1

Бельгия

6,1

7,1

Китай

3,1

3,5

Великобритания

8,7

8,4

Турция

3,8

4,1

Германия

7,6

7,8

Туркменистан

1,8

2,0

Южная Корея

4.0

5,1

Индия

2.8

3,5

Чехия

4,3

5,2

Тунис

5.2

4,2

Кувейт

4,7

4,3

Нигерия

1,2

2,2

Болгария

3,5

4,1

Эфиопия

3,2

2,4

Румыния

2,9

3,7

Индекс экономической свободы (табл. 13.24) оценивает степень экономической свободы, определяемой как отсутствие государственных ограничений на производство, распределение и потребление товаров и услуг сверх меры, необходимой для защиты и сохранения самой экономической свободы. Минимальный уровень, равный нулю, означает наименьшую экономическую свободу, максимальный — 100 — наибольшую экономическую свободу.

Таблица 13.24. Индекс экономической свободы

Страна

2000 г.

2007 г.

Страна

2000 г.

2007 г.

Норвегия

69,6

70,1

Саудовская Аравия

60,3

59,1

Канада

71,4

78,7

Беларусь

37.8

47,4

Нидерланды

71,5

77,1

Россия

50,1

54,0

Япония

73,8

73,6

Украина

47,4

53,3

Франция

61,7

66,1

Бразилия

57,2

60,9

США

77,9

82,0

Казахстан

47,5

60,4

Бельгия

65,9

74.5

Китай

54.1

54,0

Великобритания

77.9

81,6

Турция

66,2

59,3

Германия

65,2

73,5

Туркменистан

36,8

42,5

Южная Корея

71,2

68,6

Индия

45,7

55,6

Чехия

71,6

69,7

Тунис-

62,1

61,0

Кувейт

65,5

63,7

Нигерия

55,5

52,6

Болгария

50,4

62,2

Эфиопия

50,1

54,4

Румыния

55,3

61,3

Индекс свободы предпринимательства (табл. 13.25) показывает, насколько легко или тяжело открыть бизнес и управлять им. Он учитывает количество ограничений на открытие и ведение бизнеса, уровень коррупции, единообразие применения правил к разным предприятиям. Минимальный уровень, равный нулю, означает низ

Таблица 13.25. Индекс свободы предпринимательства

Страна

2000 г.

2007 г.

Страна

2000 г.

2007 г.

Норвегия

70

91,08

Саудовская Аравия

70

53,03

Канада

85

96,8

Беларусь

55

55,68

Нидерланды

70

88,41

Россия

55

62,03

Япония

85

91,18

Украина

55

43,58

Франция

70

87,15

Бразилия

70

54,19

США

85

91,38

Казахстан

55

58,5

Бельгия

70

92,59

Китай

55

46,93

Великобритания

85

91,17

Турция

70

67,4

Германия

70

88,89

Туркменистан

55

30

Южная Корея

70

84,28

Индия

55

50,77

Чехия

85

61,14

Тунис

70

78,9

Кувейт

85

70,68

Нигерия

55

58,6

Болгария

55

70,3

Эфиопия

55

59,4

Румыния

55

73.18

кую свободу предпринимательства в стране, максимальное значение — 100 — высокую свободу предпринимательства в стране.

Индекс эффективности работы правительства (табл. 13.26) характеризует качество государственных институтов. Он оценивает качество предоставления государственных услуг, кадровый состав и компетентность чиновников, независимость чиновников от политического давления, верность государства объявленной политике. Минимальное значение, равное -2,5, показывает некомпетентное и неэффективное государство. Максимальное - 1-2,5 присуще наиболее эффективным и действенным правительствам.

Таблица 13.26. Индекс эффективности работы правительства

Страна

2000 г.

2007 г.

Страна

2000 г.

2007 г.

Норвегия

1,55

2,12

Саудовская Аравия

0,06

-0,18

Канада

1,94

1,92

Беларусь

-0,92

-1,26

Нидерланды

2,08

1,80

Россия

-0,62

-0,40

Япония

1,08

1,32

Украина

-0,78

-0,60

Франция

1,42

1,30

Бразилия

-0,18

-0,12

США

1,80

1,62

Казахстан

-0,54

-0,58

Бельгия

1,48

1,59

Китай

0,22

0,15

Великобритания

2,01

1.77

Турция

-0,07

0,24

Германия

1,90

1,68

Туркменистан

-1,38

-1,37

Южная Корея

0,63

1,26

Индия

-0,07

0,03

Чехия

0,70

0.99

Тунис

1,24

0,46

Кувейт

0,21

0.20

Нигерия

-1,04

-0,93

Болгария

-1,17

0,10

Эфиопия

-0,60

-0,45

Румыния

-0,59

-0,09

Таким образом, более совершенная и в то же время простая институциональная организация экономики с меньшей коррумпированностью правительства, с большей простотой ведения бизнеса и меньшей государственной нагрузкой на экономику ведет к более высоким темпам устойчивого экономического роста.

Модели эндогенного экономического роста

Модель Солоу объясняет экономический рост исключительно экзогенными параметрами. Даже технический прогресс выступает здесь в качестве экзогенной величины, так что причины ускорения технического прогресса остаются необъясненными.

С 1980-х гг. развиваются новые теории экономического роста, опирающиеся на эндогенные факторы и эндогенные переменные модели, стремящиеся объяснить экономический рост как результат экономических взаимодействий участников экономики и эффективной экономической политики государства.

Проанализируем для примера производственную функцию с трудосберегающим техническим прогрессом У = Р(Х, АЬ).

В отличие от технологии, рассмотренной в модели Солоу, будем считать, что уровень технологии не задается экзогенно, а пропорционален капиталу на одного занятого:

где а — предельный продукт капитала.

В равновесии сбережения на одного занятого равны инвестициям на одного занятого:

поделив инвестиции на капитал, получим равновесный темп прироста

Найдем выражение для у/к, поделив выпуск на капитал:

Таким образом, отношение выпуска к капиталу (производительность капитала) является константой, равной а).

Обозначим эту константу через а и подставим в условие равновесного темпа прироста капитала:

Здесь мы видим, что при эндогенном темпе роста технического прогресса темп прироста капитала, а значит, и темп прироста выпуска на одного занятого равен величине - (л + б), положительно зависит от нормы сбережения и производительности капитала и отрицательно — от нормы амортизации и темпа прироста населения. Темп технического прогресса теперь не остается неизменным и определяется параметрами самой экономики.