Лекция 11. ИНФОРМАЦИЯ О ЗАТРАТАХ И ДОХОДАХ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В результате освоения данной темы студент должен:
знать
– определения релевантных затрат и доходов и их значения для принятия управленческих решений;
– роль концепции маржинального дохода в принятии управленческих решений;
уметь
– определять релевантные и нерелевантные затраты при подготовке информации для принятия управленческих решений;
– анализировать качественные данные, влияющие на принятие решений;
владеть
– навыками практического применения подготовки информации для принятия управленческих решений при наличии ограничивающих факторов и без них.
Типы решений относительно выбора альтернативных вариантов действий, которые рассматриваются в данной теме, имеют два отличительных признака. Обычно они рассчитаны на периоды менее одного года (следовательно, необходимость принимать во внимание изменение стоимости денег во времени уменьшается) и связаны с использованием существующих ресурсов. Допуская, что постоянные затраты в краткосрочном периоде не изменяются, решения можно принимать на основании зависимости между переменными затратами и доходами, полученными благодаря этим затратам.
Принятие решений осуществляется в двух последовательных стадиях. Первая стадия заключается в подготовке и анализе информации о будущих денежных потоках, связанных с релевантными затратами и доходами. В анализ должны включаться только дополнительные или приростные затраты, в качестве которых (в практических целях) можно рассматривать удельные переменные затраты. Затраты, не зависящие от принимаемого решения (нерелевантные), не должны и влиять на него. Вторая стадия представляет собой анализ качественных факторов, которые могут отменить решение, основанное исключительно па денежных потоках.
Примерами управленческих решений являются:
– принятие или непринятие специального заказа;
– сохранение или прекращение производства;
– замена оборудования;
– товарная номенклатура;
– продажа продукта в существующем виде или после дальнейшей обработки;
– собственное производство или закупка.
Рассмотрим все перечисленные типы решений подробно.
Принятие или непринятие специального заказа
Одна из важнейших функций концепции маржинального дохода заключается в ее использовании при принятии решений в области ценообразования. При определении продажной цены на продукцию учитывается множество факторов. В краткосрочном периоде производство осуществляется в рамках существующих производственных мощностей, поэтому решение об установлении продажной цены должно основываться на их оптимальном использовании. Как правило, предприятие нс может избежать постоянных затрат, но переменные затраты можно исключить, если предприятие не производит продукцию. Продажная цена товара, таким образом, как минимум должна быть равна переменным (предельным) затратам на производство и продажу. Любая цена выше этого минимального уровня добавляет определенную сумму для покрытия постоянных затрат и образования операционной прибыли (прибыли от продаж).
Классическим примером установления цены на базе системы калькуляции по переменным затратам является возможность компаний рассматривать получение дополнительных специальных заказов от потенциальных покупателей на тех рынках, на которых они не работают. Вопрос заключается в том, принимать ли специальный заказ по цене ниже обычной продажной цены. Логика использования этого подхода заключается в том, что постоянные накладные расходы уже покрыты регулярными продажами, поэтому нет необходимости включать их в цену данного дополнительного заказа.
Таким образом, в ситуации, когда производственные мощности заняты не полностью, цены могут устанавливаться на основе одних лишь переменных затрат. Считается, что для компании будет выгодно принять заказ, если он предполагает, что:
– предложенная цена обеспечивает выручку, которая покрывает переменные затраты и дополнительные постоянные затраты при новом объеме производства (если таковые необходимы);
– цена является наивысшей в данных обстоятельствах;
– существуют свободные производственные мощности;
– обычная продажная цена не будет снижена в результате принятия дополнительного заказа;
– не будет отрицательного влияния на доброжелательное отношение покупателей.
Рассмотрим пример.
ПРИМЕР 11.1
Компания может производить 10 000 ед. продукции, однако в настоящее время она работает на 70% своей производственной мощности и выпускает 7000 ед. Цена (выручка) и затраты на производство и реализацию представлены в табл. 11.1 (цифры условные).
Таблица 11.1
Выручка и затраты на производство и реализацию продукции
Показатели |
На единицу продукции, ден. ед/ед. |
На объем продаж, ден. ед. |
Переменные затраты |
9 |
63 000 |
Постоя иные затраты |
6 |
42 000 |
Итого затрат |
15 |
105 000 |
Цена (выручка) |
20 |
140 000 |
Из региона, в котором данная компания до сих пор не работала, поступило предложение на поставку 2000 ед. продукции по цене 12 ден. ед/ед. Предлагаемая цена гораздо ниже обычной продажной цены (20 ден. ед/ед.), более того, она даже ниже совокупных затрат (15 ден. ед/ед.). Тем не менее принятие такого предложения может оказаться выгодным для компании. У нее имеются незадействованные производственные мощности, и данный заказ не помешает производству и реализации по обычным ценам стандартного количества продукции.
Если принять данное предложение, то компания получит дополнительный маржинальный доход в размере 3 ден. ед. (12-9) от продажи каждой единицы продукции, что при заказе на 2000 ед. даст 6000 ден. ед.
Учитывая тот факт, что постоянные затраты покрываются за счет реализации остальных 7000 ед., прибыль компании увеличится на сумму дополнительного маржинального дохода, т.е. на 6000 ден. ед.
Несмотря на очевидное преимущество использования концепции маржинального дохода в ценообразовании, необходимо отметить, что в долгосрочной перспективе производственные мощности могут быть расширены или сокращены. Если предприятие предполагает продолжать работать и далее, то продажные цены на продукцию должны покрывать все затраты и давать устойчивый уровень операционной прибыли. Следовательно, при ценообразовании на долгосрочную перспективу необходима информация, полученная при помощи метода калькулирования себестоимости по полным затратам.